Органы местного самоуправления: проблемы и перспективы правового регулирования их полномочий

Наумова Елизавета Владимировна
Омская академия МВД России, г. Омск

Актуальность темы обусловлена необходимостью точного и четкого разграничения полномочий между органами, осуществляющими власть на местном уровне, ввиду отсутствия правовой регламентации на общероссийском уровне.

В современной России повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления является одной из важнейших задач государства.

Администрации муниципальных образований, сельских поселений Российской Федерации являются органами исполнительно – распорядительной власти, которые призваны обеспечивать в ежедневном режиме решение проблем населения, вверенной им территории, обеспечивать качество жизни наших граждан.

В статье 3 Конституции РФ закреплено право народа Российской Федерации осуществлять свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 12 Основного закона нашей страны определяет полномочия органов местного самоуправления, четко разграничивая систему органов государственной власти и  систему органов местного самоуправления[1].

Основной задачей государства в данном направлении является создание всех необходимых условий для формирования органов местного самоуправления, отвечающих запросам населения.

Федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г.  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определена структура органов местного самоуправления. В нее входят представительные органы (советы депутатов), Глава муниципального образования и местная администрация[2].

Из статьи 37 ч.1 данного Федерального закона следует, что в отличии от депутатского корпуса, который формируется на выборной основе, местная администрация является исполнительно – распорядительным органом, функционирует на постоянной основе, формируется через назначение и утверждение в должности муниципальных служащих Главой администрации.

Законодатель четко разграничил полномочия Главы муниципального образования и представительного органа, а вот компетенции администраций на местах определяются органами местного самоуправления самостоятельно, на основании Устава.

Глава администрации осуществляет руководство на принципах единоначалия.

Представительный орган муниципального образования по представлению Главы утверждает структуру местной администрации.

Формирование местной администрации осуществляется Главой самостоятельно. Законодатель дает право Главам администраций принимать решение, не выходя за рамки закона. Структура состоит из отраслевых (образование, культура, молодежная политика, ЖКХ и т.д.), функциональных (кадровая служба, юридическая служба, финансово – экономическая служба и другие) и территориальных органов местной администрации (возможно осуществление муниципального управления на части территории, например, в административном округе).

Нужно понимать, что количество структурных подразделений, направления их деятельности и, даже, их название определяется, в первую очередь, численностью населения, историческими традициями и размерами территории, на которой осуществляется организация местного самоуправления.

В небольших муниципальных образованиях, в администрациях сельских поселений функционал выполняют не структурные подразделения, а отдельные должностные лица, либо по соглашению сторон, полномочия передаются в администрацию муниципального района.

Интересно, в контексте органов местного самоуправления, рассмотреть роль местных избирательных комиссий.  Избирательная комиссия – это муниципальный орган, главная задача которого подготовка и проведение местных выборов и референдумов, на территории данного муниципального образования, который формируется представительным органом муниципалитета, а его содержание финансируется из    муниципального бюджета[3].

Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумах граждан Российской Федерации» определяет его как «муниципальный орган»[4], но как мы видим из Федерального Закона № 131, в структуру органов местного самоуправления он не входит. В этой связи важным, на наш взгляд, является определение правового статуса муниципальной избирательной комиссии.

По решению депутатского корпуса муниципального образования в структуре местной администрации могут быть созданы органы внешнего финансового контроля, это может быть, контрольно – счетная палата или иные её аналоги. Задача данного контрольного органа -  анализ, экспертиза и контроль за исполнением муниципального бюджета, аудит в сфере закупок[5].

Но законодатель не вводит данный контрольный орган как обязательный в структуре органов местного самоуправления.

Сегодня в системе органов местного самоуправления многие полномочия четко не определены, не разграничены между различными уровнями власти (муниципальной и региональной, между администрациями сельских поселений и районной властью). Это порождает проблемы разбалансированности в полномочиях, высоком уровне ответственности и ограниченности ресурсов.

Местное самоуправление решает вопросы различного уровня и сфер деятельности, начиная от простых вопросов организации жизни населения на местах, до вопросов регулирования земельных отношений на территории муниципалитета, жилищной, социальной и финансовой политики.

И, на наш взгляд, правовое регулирование исполнения данных полномочий необходимо четко закрепить в законодательстве о местном самоуправлении.

На наш взгляд, в нашем многонациональном государстве с огромной территорией, с историко-культурной спецификой отдельных регионов, необходимо разработать правовые механизмы регулирования деятельности органов местного самоуправления на уровне регионов, в то время как общие принципы и подходы к регулированию деятельности органов местного самоуправления должны быть предусмотрены в общероссийских нормативно правовых актах о регламентации их деятельности.


Список используемых источников:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 03 июля 2020 г.) // Российская газета. – Федеральный выпуск от4 июля 2020 г. – №144 (8198).

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 2 августа 2019 г. № 313-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822; 2019. – № 31. – Ст. 4472.

3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 29 мая 2019 г. № 104-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 24. – Ст. 2253; 2019. – № 22. – Ст. 2660.

4. Галаев А.А. Избирательная комиссия муниципального образования / А.А. Галаев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 11. – С. 50 – 53.

5. Фролова Н.И. Управляющее звено местной администрации: требования к современному руководителю / Н.И. Фролова, Н.В. Антоненко // Государство, власть, общество: от истории к современности сборник научных статей. – 2017. – С. 102 – 106.


[1] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 03 июля 2020 г.) // Российская газета. – Федеральный выпуск от4 июля 2020 г. – №144 (8198).

[2] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019 г. № 313-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822; 2019. – № 31. – Ст. 4472.

[3] Галаев А.А. Избирательная комиссия муниципального образования / А.А. Галаев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 11. – С. 50 – 53.

[4] Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 29 мая 2019 г. № 104-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 24. – Ст. 2253; 2019. – № 22. – Ст. 2660.

[5]Фролова Н.И. Управляющее звено местной администрации: требования к современному руководителю / Н.И. Фролова, Н.В. Антоненко // Государство, власть, общество: от истории к современности сборник научных статей. – 2017. – С. 102 – 106.

0
No votes yet