Общие положения о банкротстве индивидуальных предпринимателей

Гуржий Евгений Андреевич
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск

Институт банкротства индивидуальных предпринимателей является сравнительно молодым в отечественной юридической практике. При этом за все свою недолгую историю существования данный институт подвергся многочисленным трансформациям, наиболее крупная из них связана с изменениями 2015 года, когда был введен институт банкротства граждан, оказавший существенное воздействие на банкротство индивидуальных предпринимателей.

Институт несостоятельности (банкротства) граждан и индивидуальных предпринимателей в России имеет сравнительно непродолжительную историю развития, регулируется Федеральным законом от 26.10. 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[[1]], а также учитывает социально-экономические реалии нашей страны.

В соответствии со ст. 23 ГК РФ «только, когда физическое лицо обретет статус индивидуального предпринимателя и об этом сведения будут внесены в соответствующий государственный реестр, то оно будет наделено правом осуществлять коммерческую деятельностью самостоятельно и законно, без регистрации компании, хотя, в ряде случаев, статус ИП не нужен, и это также не нарушает закон»[2].

Физическое лицо и ИП будут признаны несостоятельными по одним и тем же основаниям: невозможность отвечать по требованиям кредиторов по денежным обязательствам; неспособность исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Для предпринимателя по п. 3 ст. 213.6 Закона о банкротстве имеет значение наличие хотя бы одного из нижеприведенных обстоятельств:

- финансовые обязательства перед 3-ми лицами и государством (муниципалитетом) не исполнены в полном объеме;

- сумма долга больше, чем стоимость имущества (включая права требования);

- существует оконченное исполнительное производство, по которому оформлен акт о невозможности взыскания.

Если индивидуальный предприниматель признается несостоятельным (банкротом), то его государственная регистрация утрачивает свою силу с момента принятия судом такого решения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», банкротство – это «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» [3].

Дела о банкротстве индивидуальных предпринимателей разбираются в арбитражных судах. ИП, являющийся должником, может заявить о своем банкротстве в арбитражный суд, либо это может сделать кредитор по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, налоговый или иной уполномоченный орган по требованиям по обязательным платежам, а также прокурор.

Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом принимается арбитражным судом при следующих условиях:

1) требования к гражданину составляют не менее чем 500 (пятьсот) тысяч рублей;

2) указанные требования не исполнены в течение 3 (трех) месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Следует отметить, что дело о банкротстве индивидуального предпринимателя рассматривается по тем же правилам, что и дело о банкротстве гражданина.

Среди основных аспектов правового регулирования банкротства индивидуального предпринимателя необходимо назвать следующие:

1. Процесс признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) ничем не отличается от признания несостоятельным обычного физического лица;

2. Существует проблема предупреждения банкротства и восстановление платежеспособности индивидуального предпринимателя. Ввиду размытого определения целей предупреждения несостоятельности и неопределенного круга средств по обеспечению мер профилактического характера, направленных на возможность восстановления платежеспособность юридического лица, данная тема является особо актуальной. Для решения данной проблемы необходимо законодательно очертить круг конкретных мер по предупреждению банкротства, предусмотреть обязанность субъекта предпринимательской деятельности предупреждать об ухудшении финансового положения.

3. Низкая результативность заключением мирового соглашения в деле о банкротстве. Эта проблема связано с участием в ней уполномоченного органа, который существенно ограничен в возможностях заключить мировое соглашение. Именно поэтому доля мировых соглашений в делах о банкротстве индивидуальных предпринимателей остается крайне низкой. Мировое соглашение – это процедура, подразумевающая достижение устных или письменных договорённостей, подтверждённых в суде, при которых стороны идут на определённые уступки и самостоятельно устанавливают план дальнейших действий по разрешению конфликтной ситуации.

Отдельные проблемы банкротства индивидуальных предпринимателей получили свое решение в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2011 г. № 51. Несомненно, данное постановление будет способствовать обеспечению единообразного применения законодательства о банкротстве индивидуальных предпринимателей. [4]. Указанное постановление не решает все проблемы правоприменительной практики института банкротства, однако содержит ряд уточнений по поводу информирования кредиторов должника, по проблемам определения критериев платежеспособности, вопрос об ограничениях возможности введения процедур финансового оздоровления и внешнего управления наличием, вопросы повторной регистрации индивидуального предпринимателя. Пленум в рамках своей концепции решил довольно много вопросов, однако отдельные его положения нуждаются в доработке

Таким образом, можно отметить, что в настоящее время в сфере регулирования процедуры банкротства индивидуальных предпринимателей остаются нерешенными большое количество проблем, которые приводят к недостаточной эффективности данной процедуры, низкому проценту восстановления платёжеспособности предпринимателей после введения восстановительных процедур, низкой доли мировых соглашений в сфере банкротства, значительным злоупотреблениям как индивидуальных предпринимателей, так и уполномоченных органов в процессе банкротства. Все вышесказанное свидетельствует о тех значительных резервах повышения эффективности, которые имеет институт банкротства индивидуальных предпринимателей в России.


Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 43. - Ст. 4190.

2. Гражданский кoдекс Рoссийскoй Федерации (часть первая) oт 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

3. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. - 28.10.2002. - N 43. - Ст. 4190.

4. Пахаруков А. А., Тюкавкин-Плотников А.А. Проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) индивидуальных предпринимателей // Сибирский юридический вестник. – 2012 – 4 (59) – С. 39-50.


[1] Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 43. - Ст. 4190.

[2] Гражданский кoдекс Рoссийскoй Федерации (часть первая) oт 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

[3] Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. - 28.10.2002. - N 43. - Ст. 4190.

[4] Пахаруков А. А., Тюкавкин-Плотников А.А. Проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) индивидуальных предпринимателей // Сибирский юридический вестник. – 2012 – 4 (59) – С. 39-50.  с. 39

0
No votes yet