О необходимости закрепления отдельных правовых режимов для подкатегорий земель

Максимова Ярослава Владимировна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск

Деление земель по целевому назначению на категории как правовая конструкция имеет ряд недостатков, основным недостатком является то, что территория нашей страны огромна и разнообразна, а обязательное отнесение всех земель к одной из семи категорий и, соответственно, семи правовых режимов недостаточно для оптимального и рационального использования земель. С момента внедрения указанного принципа прошло уже более 50 лет, изменились экономические и политические условия.

В ряде категорий земель имеются определенные «подкатегории» или виды земель, что вполне логично, учитывая значительные площади земель.

Земли сельскохозяйственного назначения имеют в своем составе сельскохозяйственные угодья и несельскохозяйственные угодья. В состав земель особо охраняемых природных территорий и объектов входят земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительных местностей и курортов, земли историко-культурного назначения, земли рекреационного назначения. Земли лесного фонда подразделяются на земли покрытые лесной растительностью и земли не покрытые лесной растительностью. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения логично структурированы на земли промышленности, земли энергетики, земли транспорта, земли связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и безопасности, земли иного специального назначения. Земли запаса подразделяются на сельскохозяйственные угодья, лесные площади, земли под лесными насаждениями, земли под водой, земли под дорогами, земли под болотами, нарушенные земли и другие земли.

Очевидно, что для земель водного фонда отсутствуют таковые «подкатегории», в связи с единой характеристикой этих земель. Для земель населенных пунктов также не приводятся «подкатегории» или виды, так как для указанной категории земель в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено градостроительное зонирование. Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства разрабатываются Правила землепользования и застройки.

Как отмечает Корякин В.И. целевое назначение земель различных категорий не всегда позволяет осуществить строительство и размещение объектов без перевода таких земель из одной категории в другую либо проведения иных дополнительных процедур, помимо прямо предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проведение процедур перевода является длительным, дорогостоящим, а в некоторых случаях и избыточным мероприятием, таким образом значительные территории земель подвергаются нерациональному использованию.

Соответственно, установление единого правового режима для всей категории необъективно, поскольку отдельные категории земель в свою очередь подразделяются на виды, но в большинстве аспектов правовой режим устанавливается в целом для всех земель определенной категории без учета особенностей и характеристик «подкатегорий».

В целях решения указанных проблем необходимо наряду с правовыми режимами категорий земель закрепить и, в случае необходимости, установить и уточнить с учетом особенностей и характеристик правовые режимы для всех «подкатегорий земель». Благодаря тому, что ведется учет отношения земель к той или иной «подкатегории», разрабатывать дополнительную документацию, нуждающуюся в значительных финансовых затратах, не потребуется. Данный подход позволит более рационально использовать земельные ресурсы и как ужесточить режим использования определенных «подкатегорий» земель, имеющих особую ценность, в целях их сохранения и охраны, так и упростить правовые режимы определенных видов земель, не имеющих особо ценное значение, в целях их более рационального использования.

В частности при установлении отдельного правового режима для «подкатегории» земель – «земли лесного фонда не покрытые лесной растительностью», который будет подразумевать упрощенный порядок перевода такой «подкатегории» земель в категорию земель – земли населенных пунктов, в тех случаях, когда территориальное развитие населенных пунктов обосновано посредством социально-демографического, экономического и других прогнозов развития, что позволит оперативно достигать цели и задачи, предусмотренные документами стратегического планирования федерального и регионального уровней и национальными проектами.


Список использованных источников

Нормативные правовые акты и иные официальные документы

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  2. Земельный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  3. Лесной Кодекс Российской Федерации: федер. закон от 04 декабря 2006 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  4. Водный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  5. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую: федер. закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  6. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон от 28 июня 2014 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  7. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  8. Паспорт национального проекта «Демография»: утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  9. Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда»: утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018
    № 16. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  10. Корякин В.И. Новое в правовом регулировании размещения линейных объектов // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2016. – № 6.
  11. О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2018 году: государственный (национальный) доклад, подготовленный Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, площадь земельного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс] – https://rosreestr.gov.ru/site/ - Режим доступа: https://rosreestr.gov.ru/site/activity/sostoyanie-zemel-rossii/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-rossiyskoy-federatsii/.
0
No votes yet