Деление земель по целевому назначению на категории как правовая конструкция имеет ряд недостатков, основным недостатком является то, что территория нашей страны огромна и разнообразна, а обязательное отнесение всех земель к одной из семи категорий и, соответственно, семи правовых режимов недостаточно для оптимального и рационального использования земель. С момента внедрения указанного принципа прошло уже более 50 лет, изменились экономические и политические условия.
В ряде категорий земель имеются определенные «подкатегории» или виды земель, что вполне логично, учитывая значительные площади земель.
Земли сельскохозяйственного назначения имеют в своем составе сельскохозяйственные угодья и несельскохозяйственные угодья. В состав земель особо охраняемых природных территорий и объектов входят земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительных местностей и курортов, земли историко-культурного назначения, земли рекреационного назначения. Земли лесного фонда подразделяются на земли покрытые лесной растительностью и земли не покрытые лесной растительностью. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения логично структурированы на земли промышленности, земли энергетики, земли транспорта, земли связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и безопасности, земли иного специального назначения. Земли запаса подразделяются на сельскохозяйственные угодья, лесные площади, земли под лесными насаждениями, земли под водой, земли под дорогами, земли под болотами, нарушенные земли и другие земли.
Очевидно, что для земель водного фонда отсутствуют таковые «подкатегории», в связи с единой характеристикой этих земель. Для земель населенных пунктов также не приводятся «подкатегории» или виды, так как для указанной категории земель в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено градостроительное зонирование. Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства разрабатываются Правила землепользования и застройки.
Как отмечает Корякин В.И. целевое назначение земель различных категорий не всегда позволяет осуществить строительство и размещение объектов без перевода таких земель из одной категории в другую либо проведения иных дополнительных процедур, помимо прямо предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проведение процедур перевода является длительным, дорогостоящим, а в некоторых случаях и избыточным мероприятием, таким образом значительные территории земель подвергаются нерациональному использованию.
Соответственно, установление единого правового режима для всей категории необъективно, поскольку отдельные категории земель в свою очередь подразделяются на виды, но в большинстве аспектов правовой режим устанавливается в целом для всех земель определенной категории без учета особенностей и характеристик «подкатегорий».
В целях решения указанных проблем необходимо наряду с правовыми режимами категорий земель закрепить и, в случае необходимости, установить и уточнить с учетом особенностей и характеристик правовые режимы для всех «подкатегорий земель». Благодаря тому, что ведется учет отношения земель к той или иной «подкатегории», разрабатывать дополнительную документацию, нуждающуюся в значительных финансовых затратах, не потребуется. Данный подход позволит более рационально использовать земельные ресурсы и как ужесточить режим использования определенных «подкатегорий» земель, имеющих особую ценность, в целях их сохранения и охраны, так и упростить правовые режимы определенных видов земель, не имеющих особо ценное значение, в целях их более рационального использования.
В частности при установлении отдельного правового режима для «подкатегории» земель – «земли лесного фонда не покрытые лесной растительностью», который будет подразумевать упрощенный порядок перевода такой «подкатегории» земель в категорию земель – земли населенных пунктов, в тех случаях, когда территориальное развитие населенных пунктов обосновано посредством социально-демографического, экономического и других прогнозов развития, что позволит оперативно достигать цели и задачи, предусмотренные документами стратегического планирования федерального и регионального уровней и национальными проектами.
Список использованных источников
Нормативные правовые акты и иные официальные документы
- Градостроительный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Земельный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Лесной Кодекс Российской Федерации: федер. закон от 04 декабря 2006 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Водный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую: федер. закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон от 28 июня 2014 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Паспорт национального проекта «Демография»: утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда»: утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018
№ 16. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». - Корякин В.И. Новое в правовом регулировании размещения линейных объектов // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2016. – № 6.
- О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2018 году: государственный (национальный) доклад, подготовленный Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, площадь земельного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс] – https://rosreestr.gov.ru/site/ - Режим доступа: https://rosreestr.gov.ru/site/activity/sostoyanie-zemel-rossii/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-rossiyskoy-federatsii/.