Некоторые аспекты законодательного ограничения работы женщин на производствах и в должностях с вредными или опасными условиями труда

Сосновщенко Татьяна Романовна
Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров

Равенство женщин и мужчин в объеме гарантированных им прав и свобод неоспоримо и закреплено как в основополагающих нормативно-правовых актах международного права, так и на национальном уровне. Статья 2 Всеобщей декларации прав человека определяет, что человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашёнными Декларацией, без какого бы то ни было различия, в том числе, и в отношении пола [1]. Принцип равенства закрепляет статья 19 Конституции РФ, в части 3 которой отмечено: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» [3].

Право на труд и на свободный выбор работы – одно из основных прав, которым обладает каждый человек. Данное положение отражено, в частности, в статье 23 Всеобщей декларации прав человека, а также в части 1 статьи 37 Конституции РФ [1], [3]. В Трудовом кодексе указанная норма находит своё выражение в статье 3, закрепляющей, что человек не может быть ограничен в трудовых правах и свободах, в том числе, в зависимости от пола, а также имеет равные со всеми возможности для реализации своих трудовых прав [4].

Однако, в то же время, статья 253 ТК РФ определяет работы, на которых применение труда женщин ограничивается: подземные работы (кроме нефизических работ и работ по санитарному и бытовому обслуживанию), работы с вредными или опасными условиями, а также связанные с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые нормы нагрузок для женщин [4]. Кроме того, положения статьи отсылают к Перечню производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин. Действующий Перечень был утверждён Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 18 июля 2019 года и вступил в силу 1 января 2021 года [6].

В документе перечисляются сто позиций работ и должностей, на которых ограничивается применение труда женщин. Критерием включения определённых работ в данный список являлись свойственные им факторы, «опасные для репродуктивного здоровья женщин, влияющие на здоровье будущего поколения и имеющие отдаленные последствия» [9]. Например, в Перечень входят работы по непосредственному тушению пожаров, водолазные работы (включая работы по управлению гидромонитором под водой) и работы, выполняемые машинистом автогрейдера [6].

В соответствии с положениями закона указанное ограничение применения труда женщин не является дискриминацией, так как, согласно статье 3 Трудового кодекса, определяется свойственными конкретному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, обусловлено «особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите» и закреплено положениями ТК РФ [4]. Данное установление подтверждает и Конвенция N 111 МОТ, принятая в 1958 году,  пункт 2 статьи 5 которой содержит указание, что каждый член Организации может, проведя консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, оговорить, «что другие особые меры, направленные на удовлетворение нужд лиц, которые по соображению пола, возраста, … обычно признаются нуждающимися в особой защите или помощи, не будут считаться дискриминацией» [2].

Таким образом, государство, опираясь на нормы международного права и на национальные правовые нормы, предполагает, что ограничения применения труда женщин обоснованы и недискриминационны, так как обусловлены заботой о репродуктивном здоровье. Тем не менее, дискуссионным является вопрос: нуждаются ли взрослые, дееспособные люди в такой заботе, если она осуществляется посредством ограничения их права на свободный выбор работы?

Предполагается, что, вступая в трудовые правоотношения, работник осознаёт все возможные риски, связанные с выбранной профессией. И, в соответствии с ними, решает, компенсируют ли данные риски вознаграждение за труд, перспективы карьерного роста и другие положительные факторы. Следовательно, женщина может и вправе расставить свои жизненные приоритеты, согласно собственному видению этого вопроса, и, ориентируясь на те карьерные и семейные цели, которые самостоятельно ею сформулированы. Иными словами, она «имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» [3]. Подразумевается, что в случае, если условия труда на определённой работе, на данном этапе технологического развития не позволяют избежать возможной опасности для репродуктивного здоровья женщины, то, выбирая эту работу, женщина признает указанные риски, но не считает их наличие причиной отказа от трудоустройства.

Актуальность этого вопроса подтверждается достаточно известным судебным прецедентом: Светлана Медведева в 2012 году, получив образование по специальности «Судовождение на внутренних водных путях и в прибрежном плавании», не смогла устроиться на должность «моторист-рулевой» по причине действующего на тот момент ограничения на применение труда женщин на данном виде работы. Обращение в российские суды не помогло Светлане устроиться на работу по своей специальности, так как отказ работодателя принять её на работу не был признан проявлением дискриминации, поскольку следовал законодательным нормам, закрепляющим ограничения применения труда женщин на определённых работах и должностях [8]. Затем Светлана обратилась с жалобой в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин – одному из органов ООН, учрежденных в соответствии с международными договорами в области прав человека. 25 февраля 2016 года Комитетом было принято Мнение, поддержавшее большинство доводов Светланы и рекомендующее, в частности, «периодически пересматривать и вносить изменения в ограничительный перечень специальностей и отраслей, …, с тем чтобы он включал лишь ограничения, необходимые для охраны материнства в строгом смысле этого понятия и создания особых условий для беременных женщин и кормящих матерей, и не затруднял доступ женщин к видам занятости и получению вознаграждения в силу гендерных стереотипов» [7].

В 2019 году Перечень производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, был пересмотрен и по итогам актуализации включал вместо 456 позиций сто пунктов [6].

Положительная динамика в сфере обеспечения равенства женщин и мужчин в трудовых правах подтверждается и содержанием Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017–2022 годы, утверждённой Распоряжением Правительства РФ № 410-р 8 марта 2017 года. К примеру, реализация направления «Улучшение экономического положения женщин, обеспечение роста их благосостояния» предполагает решения ряда задач, в число которых входят:

  1. создание условий для получения женщинами профессионального образования в наиболее передовых областях экономики;
  2. повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда [5].

Таким образом, учитывая актуальность рассмотренного вопроса, по нашему мнению, наблюдаются предпосылки для начала общественной дискуссии о необходимости существования перечня работ и должностей, на которых ограничивается применение труда женщин, вообще.  Предполагая, что не каждая женщина считает своим жизненным приоритетом деторождение, имеют смысл предоставление им возможности самостоятельно решить, целесообразно ли идти на профессиональный риск, и оценка при приёме на работу не пола, а полученных знаний и навыков.

Следует также отметить, что обеспечение безопасности труда – одна из обязанностей работодателя, прописанная в статье 22 ТК РФ, данное обязательство распространяется на труд всех работников, независимо от их пола [4]. Поэтому важно сосредоточиться на модернизации производств для повышения уровня безопасности труда и обеспечения равных возможностей для профессиональной реализации работников.


Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Электронная версия: СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения: 11.03.2021).
  2. Конвенция N 111 Международной организации труда «Относительно дискриминации в области труда и занятий»: принята в г. Женеве 25.06.1958 на 42-ой сессии Генеральной конференции МОТ // Электронная версия: СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120760/ (дата обращения: 11.03.2021).
  3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Электронная версия: СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 11.03.2021).
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020) // Электронная версия: СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 11.03.2021).
  5. Распоряжение Правительства РФ от 08.03.2017 N 410-р «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы» // Электронная версия: СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_213740/ (дата обращения: 23.03.2021).
  6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 июля 2019 г. N 512н «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин» // Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72504356/ (дата обращения: 23.03.2021).
  7. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016): утверждён Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016 // Электронная версия: СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201474/90367a9599b81f5f000f37564148399c5f92f5de/ (дата обращения: 22.03.2021).
  8. Александрова М.А. Гендерная дискриминация в праве женщин на выбор профессии // Beneficium. 2019. №4 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernaya-diskriminatsiya-v-prave-zhenschin-na-vybor-professii (дата обращения: 21.03.2021).
  9. «Минтруд России напоминает, какие профессии и работы с 1 января 2021 года будут доступны женщинам». Дата публикации на сайте: 23.08.2019 года // Электронная версия: СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/59012.html/ (дата обращения: 22.03.2021).
0
No votes yet