Модернизация трудового законодательства стран ЕАЭС в связи с пандемией COVID-19.

Машкин Дмитрий Алексеевич
ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск

Актуальность темы заключается в том, что государства члены ЕАЭС столкнулись с необходимостью модернизации трудового законодательства в связи с пандемией COVID-19.

В Российской Федерации на момент начала пандемии COVID-19 законодательное регулирование дистанционной работы было не совершенным, что послужило толчком для принятия поправок в Трудовой кодекс. По мнению Лютова Н.Л. важным являлся вопрос предоставления правовых гарантий дистанционным работникам [1, c. 57]. Так ФЗ № 407-ФЗ от 08.12.2020 внес изменения в ТК РФ, было дано понятие удаленной работы, которая была поделена на постоянную, временную - на срок не более 6 месяцев, а также периодическую (чередование удаленной работы и работы на стационарном рабочем месте). Что немало важно закон закрепил гарантии по оплате труда дистанционного работника: снижать заплату по причине перевода на дистанционную работу нельзя. Также прописали о необходимости обеспечить работника необходимым оборудованием, программами за счет работодателя, либо по договоренности работодатель возмещает расходы, связанные с использованием такого оборудования. Таким образом, на законодательном уровне был урегулирован вопрос о дистанционной (удаленной) работе, что позволило сохранить баланс прав между работниками и работодателями.

В Кыргызской Республике, в отличии от России, согласно распоряжению Правительства от 27 апреля 2020 г. № 147-р заработная плата работников работающих на своих рабочих местах и лиц переведенных на дистанционную работу была дифференцирована. Государственные гражданские служащие и муниципальные служащие, а также работники государственных органов и органов местного самоуправления, которые работают в период введенных ЧС и ЧП в штатном режиме получают заработную плату в полном объеме. Таким образом, в КР на законодательном уровне был решен вопрос оплаты труда только двух категорий работников: государственных служащих и медицинских работников.

В Республике Казахстан были дополнены основания для перевода работника на дистанционную работу. Согласно приказу Министра здравоохранения РК от 9 апреля 2020 г. № ҚР ДСМ-34/2020 «О внесении изменения в приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 31 марта 2015 г. № 183 «Об утверждении Правил проведения экспертизы временной нетрудоспособности, выдачи листа и справки о временной нетрудоспособности»», работник, по взаимному соглашению с работодателем в период нахождения его на домашнем или стационарном карантине в связи с чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения может работать дистанционно на основании справки, выданной по форме согласно приказу исполняющего обязанности министра здравоохранения РК от 21 декабря 2010 г. № 907 «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения», в качестве документа, удостоверяющего его нахождение под медицинским наблюдением. Таким образом работник может выбрать получать ли ему пособие по временной нетрудоспособности или продолжать работу дистанционно по взаимному согласию с работодателем.

В Республике Беларусь Указом Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» были расширены права нанимателей по одностороннему изменению трудовых отношений с работниками. Согласно этому указу наниматели получили право изменять существенные условия труда работника, за исключением уменьшения размера оплаты труда, в связи с отрицательным воздействием эпидемиологической обстановки на деятельность нанимателя. В таком случае наниматель должен письменно предупредить работника не позднее чем за 1 день.  В абз. 2 п. 14 Указа № 143 говорится о том, что нанимателям предоставляется право производить временный перевод без согласия работника на срок до трех месяцев, в том числе в другое структурное подразделение, к другому нанимателю в связи с производственной необходимостью, вызванной неблагоприятным воздействием эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, а также для замещения отсутствующего работника. Таким образом, модернизация трудового законодательства в Беларуси направленно на поддержку работодателей, но при этом это влечет сильное ущемление прав работников.

В заключение можно сказать, что пандемия COVID-19 послужила толчком для преобразований в трудовом законодательстве для государств членов ЕАЭС. В России было модернизировано трудовое законодательство в сфере дистанционных работников. В Кыргызской Республике на законодательном уровне был решен вопрос оплаты труда только двух категорий работников: государственных служащих и медицинских работников. В Республике Казахстан ввели новеллу, благодаря которой работник, находящийся на самоизоляции, может выбрать получать ли ему пособие по временной нетрудоспособности или продолжать работу дистанционно по взаимному согласию с работодателем на основании справки выданной медучреждением. В Республике Беларусь на основании указа Президента были расширены права работодателей, а именно без согласия работника менять его существенные условия труда и осуществлять временный перевод.


Библиографический список

  1. Лютов, Н.Л., Герасимова, Е.С. Международные трудовые стандарты и российское трудовое законодательство: монография (2-е изд., доп. и перераб) / Н.Л. Лютов, Е.С. Герасимова. — Центр социально-трудовых прав, 2015. — 88 с.
0
No votes yet