Место Президента РФ в системе разделения властей и его значение в системе государственного управления

Кармастина Оксана Николаевна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва

Президент является одним из ключевых субъектов конституционного права Российской Федерации. Несмотря на это, его правовой статус не урегулирован отдельным нормативным-правовым актом, эта информация рассредоточена по нескольким источникам. Прежде всего, нормативной основой института президентства служат Конституция Российской Федерации [1], ряд федеральных законов ("О выборах Президента Российской Федерации" [2], "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" [3]), а также иные многочисленные фрагментарные положения в федеральных конституционных и федеральных законах и в актах самого Президента. В 2020 г. в Конституцию РФ были внесены поправки, которые в том числе расширили полномочия Президента [5]. В юридической научной среде, а также среди широкой общественности поправки в целом и положения в отношении статуса Президента в частности стали предметом острых дискуссий, не прекращающихся до сих пор. В свете указанных обстоятельств одной из наиболее заметных проблем представляется то, насколько эффективна и приемлема, с учетом упоминания в Конституции принципов правового государства и разделения властей, на основе которых осуществляется государственная власть в Российской Федерации, такая (всё увеличивающаяся) концентрация значительного числа полномочий и компетенций в руках главы государства.

Многие учёные, в частности С. А. Авакьян, вполне справедливо отмечают такую особенность современной российской системы власти, как сильная модель президенства [7, c.348-351]. Так, Президент избирается гражданами РФ и потому его полномочия производны от власти народа, который доверяет ему высшие государственные функции.  Кроме того, Президент не входит ни в одну ветвь власти, а как бы возвышается над всей системой государственных органов, осуществляя роль главы не конкретного органа государственной власти или ветви, а государства в целом. Некоторые учёные, например, М. А. Краснов, указывают на то, что в данном случае стоит говорить о наличии самостоятельной ветви власти – президентской [11, c.413]. Согласно конституционным поправкам 2020 г., Президент также обладает исключительным полномочием по обеспечению согласованной работы всех органов публичной власти. Он имеет и значительные контрольные полномочия, особенно по отношению к парламенту: назначает выборы в Государственную Думу и распускает её, вносит в неё законопроекты, назначает референдум, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом вето, обращается с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию, предлагает кандидатуры на определенные государственные должности для назначения их соответственно Государственной Думой или Советом Федерации.

В монографии М. А. Краснова и И. Г. Шаблинского особенно подчёркивается факт наличия у Президента чрезвычайно широких полномочий относительно исполнительной власти [12, с.29]. В очередной раз это было подтверждено поправками к Конституции от 2020 г., которые содержали положение о том, что в компетенцию Президента входит осуществление общего руководства Правительством (в том числе участие в его формировании, право председательствовать на его заседаниях и отправлять в отставку) и всей исполнительной властью в целом. Кроме того, Президент наделен правом в определенных случаях приостанавливать действие актов исполнительных органов.

Наконец, он определяет направления внешней и внутренней политики; вносит представления для назначения на должность судей высших судов РФ, назначает судей других федеральных судов; определяет военную доктрину, председательствует в Совете Безопасности, занимает пост Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ, объявляет военное или чрезвычайное положение и отдаёт распоряжения по началу или прекращению военных действий.

Таким образом, С. А. Авакьян заключает, что позиция Президента как лидера политической жизни страны, как главы государства, и без того будучи сильной, была ещё более упрочена поправками к Конституции от 2020 г. Вместе с тем, по замечанию самого С.А.Авакьяна, а также М. А. Краснова, И. Г. Шаблинского и других виднейших учёных-конституционалистов, такое положение дел мешает эффективному государственному управлению, и в целом ставит под вопрос качество работы системы разделения властей в России.

Если обратиться к реальной ситуации, то можно заметить такую особенность президентской власти в России, как наличие у главы государства так называемых «скрытых полномочий», что было признано на уровне Конституционного суда [6]. Как известно, нормативное регулирование института президентства осуществляется на основе Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов, а также подзаконных актов. Согласно В. В. Комаровой, под скрытыми полномочиями понимаются те полномочия Президента, которые прямо не названы в Конституции или в федеральном законодательстве, но вытекают из расширительного толкования содержащихся там норм, а также полномочия, вытекающие из актов самого Президента (санкционированное законодательной властью расширение полномочий на основании актов Президента). В.В. Комарова отмечает, что идёт последовательный процесс институционализации скрытых полномочий, их расширения через законодательство и подзаконные акты. Как следствие, образуется разрыв между существующим на практике «режимом ручного управления» и сформулированной конституционной моделью института президентства. В качестве примера можно привести положения из Федерального закона от 03.07.2016 № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4], которые свидетельствуют о том, что Президент занимается отнюдь не предусмотренным Конституцией решением ключевых, фундаментальных вопросов, а по сути выполняет функции исполнительных органов, вмешиваясь в конкретные, довольно узкие правоотношения - налицо уже упоминавшийся режим ручного управления. Оценивая данную ситуацию как не вполне соответствующую конституционно-правовым рамкам, В. В. Комарова предлагает для ограничения вмешательства Президента в решение точечных вопросов ввести процедуру одобрения им решений Правительства в той или иной сфере [9, с.19-20].

Ввиду разрыва между реально существующими и предусмотренными Основным законом полномочиями и компетенциями Президента встаёт вопрос об их конституционализации, то есть приведении правоприменительных актов и предпринимаемых главой государства действий в правовой сфере в соответствие с началами, заложенными в Конституции. Жестко, но вполне справедливо отмечает А. В. Зуйков, что на сегодняшний день конституционные полномочия Президента – это лишь «верхушка айсберга», большая часть которого скрыта от простого наблюдателя и имеет огромные размеры, но год от года только растёт, что не может не вызывать опасений за судьбу окружающих этот «айсберг» под названием институт президентства иные правовые институты. В качестве возможного решения данной проблемы некоторые учёные, в том числе А. В. Зуйков, предлагают создание отдельного Федерального конституционного закона «О Президенте Российской Федерации», который бы содержал исчерпывающие формулировки компетенций и задач, возложенных на главу государства, исходя из тех направлений его деятельности, которые содержатся в конституционных нормах [8, с.24-25]. При этом в саму Конституцию необходимо внести поправку об обязательности принятия такого акта.  

Кроме того, с целью ограничения всё усиливающийся власти Президента, высказываются мнения по внесению изменений в предусмотренные текстом Конституции положения о полномочиях главы государства. Так, А. А. Кондрашев, придерживаясь мнения о том, что в России установилась суперпрезидентская республика и полномочия Президента часто непосредственно проникают в сферы деятельности той или иной ветви власти, предлагает для преобразования её в смешанную лишить Президента права отменять акты Правительства, ограничить его в осуществлении правового регулирования, если в федеральном законодательстве нет положений относительно той или иной сложившейся ситуации, за исключением права принимать указы по конкретным вопросам на определенный срок, а также запретить осуществлять руководство федеральными органами исполнительной власти [10, с.41].

Учитывая всё вышенаписанное, можно сделать вывод о том, что Президент Российской Федерации играет весьма значительную роль в системе государственного управления, являясь, пожалуй, ключевой фигурой в руководстве государства. При этом он занимает вышестоящее положение по отношению к системе разделения властей, фактически не входя в неё, но оказывая значительное влияние на каждую из ветвей. Данное положение главы государства было подтверждено и местами расширено поправками к Конституции от 1 июля 2020 г.

Однако как показывает практика, сильная конституционная модель президентства подкрепляется наличием у него скрытых полномочий, вытекающих из расширительного толкования текста Основного закона, федерального законодательства и наделением главы государства полномочиями посредством его собственных актов. Как следствие, такой перекос в компетенциях главы государства может пошатнуть систему разделения властей, создаёт предпосылки для авторитарного режима, превращения республики из смешанной в суперпрезидентскую, поэтому во избежание злоупотреблений власти со стороны Президента необходимо четко и исчерпывающе сформулировать его полномочия, компетенции и функции в федеральном конституционном законе. Разрозненность актов, в которых на данный момент содержатся положения, раскрывающие правовой статус главы государства, беспорядок в нормативно-правовой базе Президента являются одними из важнейших факторов появления и расширения его скрытых полномочий.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 01.04.2022).
  2. Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" от 10.01.2003 N 19-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40445/ (дата обращения: 01.04.2022).
  3. Федеральный закон "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" от 12.02.2001 N 12-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30387/ (дата обращения: 01.04.2022).
  4. Федеральный закон "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.07.2016 N 236-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200505/ (дата обращения: 01.04.2022).
  5. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346019/ (дата обращения: 01.04.2022).
  6. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.07.1995 N 10-П // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7552/ca1820d99f2c758e82d835816b28c0a34417dc33/ (дата обращения: 01.04.2022).
  7. Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс учебное пособие: в 2 томах. Том 2 / С.А. Авакьян. — 5-e изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2021.
  8. Зуйков А. В. Институт президентства в России: конституционная модель, современные реалии и перспективы развития // Конституционный вестник. – 2008. – №. 1. – С. 19.
  9. Комарова В. В. Скрытые полномочия Президента России: вопросы теории и практики // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2018. №6 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skrytye-polnomochiya-prezidenta-rossii-voprosy-teorii-i-praktiki (дата обращения: 01.04.2022).
  10. Кондрашев А. А. Суперпрезидентская республика в России: Миф или реальность? // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2018. №6 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/superprezidentskaya-respublika-v-rossii-mif-ili-realnost (дата обращения: 01.04.2022).
  11. Краснов М. А. Президент в системе публичной власти смешанной модели // Труды по россиеведению. 2018. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prezident-v-sisteme-publichnoy-vlasti-smeshannoy-modeli (дата обращения: 01.04.2022).
  12. Краснов М.А., Шаблинский И.Г. Российская система власти: треугольник с одним углом – М.: Институт права и публичной политики, 2008.
0
No votes yet