Место и роль Федерального Собрания Российской Федерации в системе публичной власти

Менх Кристина Эдуардовна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск

Парламент - это общегосударственный представительный орган, ключевая роль которого состоит в осуществлении верховной законодательной власти. Общегосударственный представительный характер этого органа означает специфику разных факторов. Во-первых, именно парламент, в отличие от органов исполнительной и судебной властей, является представителем и воли народа, его суверенитета. Во-вторых, что парламент, в отличие от других уровней представительных органов власти, представляет и выражает интересы и волю не части, а в целом жителей государства. Из этого следует

Статья 94 Конституции Российской Федерации определяет, что Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.

Федеральное Собрание представляет собой избираемый сроком на 4 года двухпалатный парламент Российской Федерации, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган.

В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:

- Президент Российской Федерации,

- Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),

- Правительство Российской Федерации,

- Суды Российской Федерации. Конституция Российской Федерации

В отдельности подчёркивается, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. При этом, разделение объектов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией России, Федеративным и иными соглашениями об разделении объектов ведения также возможностей.

Согласно ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Но,  они во границах собственных возможностей самостоятельны, но в РФ  также обеспечивается региональное самостоятельность.

В соответствии с основным законноом страны, провозглашенным Конституцией РФ, верховенство в системе органов государственной власти должно принадлежать закону, то есть законодательному органу, - в системе государственного управления - Федеральному Собранию, и, прежде всего, Государственной Думе, являющейся носительницей народного суверенитета по принципам своего формирования на основе всеобщего избирательного права.

Федеральным законодательным и представительным органом РФ является. Федеральное Собрание Российской Федерации. Данное государственный, российский аппарат общегосударственной правительству, функционирующий во размахах целой Российской федерации.

Все другие законодательные органы, функционирующие на территории РФ, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

Органы законодательной власти -- это Федеральное Собрание РФ; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат - Совета Федераций и Государственной Думы. В Совет федераций входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - это их главы органов законодательной (представительной) и исполнительной власти. По отношению к этим лицам Конституция использует понятие «член Совета Федерации». Члены Совета Федерации не работают в палате на профессиональной постоянной основе, они периодически заседают и выполняют иные функции в Москве, остальное время проводят в своих субъектах, где исполняют штатные функции.

В России Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену «двухзвенному» органу представительной власти Российской Федерации, состоящему из Съезда народных депутатов Российской Федерации и формируемого им Верховного Совета.

Созданные в годы Советской власти органы представительной власти «нового, социалистического типа», коренным образом отличающиеся от учреждений буржуазного парламентаризма, по мере демократизации российского общества, отражения в действующей Конституции принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и постепенного приведения его в жизнь все более обретали черты парламента. Однако стать подлинным парламентом страны они так и не смогли, во-первых, в силу возлагаемых на них действовавшей тогда Конституцией полномочий, противоречащих принципу разделения властей (распорядительные и некоторые контрольные полномочия), и, во-вторых, в силу фактически существовавшего вертикального подчинения между представительными органами страны, совершенно не свойственного парламентским представительным органам.

В Конституции Российской Федерации (ст. 94) указывается, что Федеральное Собрание является представительным органом Российской Федерации. Тем самым Конституция устанавливает, что формой государства Российской Федерации является представительная, т. е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

Конституция Российской Федерации (ст. 94) характеризует Федеральное Собрание как законодательный орган Российской Федерации. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы легитимации правопорядка. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.

Признание Федерального Собрания органом законодательной власти вместе с тем означает, что ни один закон Российской Федерации не может быть принят, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной, в понятии полномочий Российской Федерации, компетенцией в области законодательства.

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание вместе с тем исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством утверждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 95) Федеральное Собрание состоит из двух палат -- Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый «верхней палатой», состоит из депутатов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы отдельных местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не отдельным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т. е. всей Российской Федерации. В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Она предусматривает (ст. 100), что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации и выступлений руководителей иностранных государств. Более того, Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания. Парламент выступает как своего рода уравновешивающая сила и в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны. Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие российского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым путем.

Парламент РФ - общенациональный, законодательный и представительный орган государственной власти

Федеральное Собрание выступает в качестве коллективного выразителя интересов и воли многонационального народа России, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ.

Законодательная власть- это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также путем наблюдения и контроля за деятельностью аппарата исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.

Федеральное Собрание находится в системе разделения властей, его палаты взаимодействуют в процессе осуществления своих задач с Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными судами, Генеральным прокурором РФ, государственными органами субъектов РФ.

Статья 94 указывает, что Федеральное собрание является представительным и законодательным органом России. Представительство - очень широкое понятие. В отношении государственных органов обычно полагают, что речь идет о представительстве интересов и воли избирателей, а мандат на такое представительство дают сами избиратели на выборах. В России в полной мере представительным органом является Государственная Дума, избираемая непосредственно гражданами. Думается, можно согласиться с мнением разработчиков проблемного комментария к Конституции РФ, согласно которому о представительном характере верхней палаты говорить приходится с натяжкой. Члены Совета Федерации, за исключением первого его созыва в 1993-1995 гг., не избираются населением именно в качестве членов этой палаты Федерального собрания. Большинство из них избирается либо в качестве депутата законодательного органа субъекта РФ, либо назначаются в качестве главы администрации субъекта Федерации, а уже членом Совета Федерации они становятся по должности.

В отношении понятия “законодательный орган” в Конституции имеется четкое представление. Законодательный орган реализует законодательную составляющую государственной власти, закрепленную в статье 10 Конституции. Сущность Федерального собрания как законодательного органа России состоит в том, что парламент РФ обладает правом принимать общеобязательные для исполнения на территории страны нормативно-правовые акты - федеральные конституционные законы и федеральные законы по вопросам своей компетенции.

Таким образом, все государственные органы образуются в установленном государством порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

Федеральное Собрание должно выступать в качестве коллективного выразителя интересов и воли многонационального народа России, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ.


Список литературы.

1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 года // «Российская газета», N 237, 25.12.1993.

2. ФКЗ от 17.12. 1997 № 2 - ФКЗ (в ред. от 01.06. 2005) «О Правительстве Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». 22.12.1997. N 51. ст. 5712.

3. ФКЗ от от 26.02.1997 N 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. 03.03.1997. N 9. ст. 1011.

4. ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 12.06.2006) «О Центральном банке (Банке России)» // Собрание законодательства РФ, 15.07.2002, N 28, ст. 2790.

5. ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 21.07.2005, изм. от 14.11.2005) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.

6. ФЗ от 18.05.2005 N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 23.05.2005, N 21, ст. 1919,

7. ФЗ от 27.12.2005 N 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.01.2006, N 1, ст. 7,

8. ФЗ от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 31.12.2005) «О политических партиях» // Собрание законодательства РФ", 16.07.2001, N 29, ст. 2950,

9. ФЗ от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 09.05.2005, с изм. от 21.07.2005) «О статусе члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 09.05.1994, N 2, ст. 74,

0
No votes yet