Местное самоуправление, формально закрепленный институт или реально действующий механизм развития демократии

Агапченко Светлана Александровна
г.Омск ОМА МВД РФ

Актуальностью изучаемого вопроса подчеркивается значимостью существования такого политического института как местное самоуправление . В настоящее время представлено множество научных положение относительно определения данного понятия. Понимание сущности данного понятия , на мой взгляд, является весьма важным , поскольку раскрывает возможность для уяснения  описываемого общественно-политического явления.

Первоначально местное самоуправление рассматривается как основа конституционного строя, определяющая систему управления российским государством, посредством правовой гарантии , закрепленной Конституцией РФ

С другой стороны  данный институт играет роль фундаментального принципа , который устанавливается посредством конституционного механизма гарантирующего самостоятельность политико-правового состояния данного явления.[5, c.18]

Местное самоуправление –это реализация принципа народовластия , при котором граждане и формируемые ими органы реализуют власть, вбирая в своем управлении критерии самостоятельности и ответственности за принятые решения местного значения.

Предложенные определения , помогают выявить двуединую сущность данного явления. Во- первых , органы местного самоуправления – это субъект публичного права, форма публичной власти,  таким образом он продолжает административную машину на местах, посредством публично-властного управления. . Власть на местах направлена на решение вопросов местного значения , способствуя социально-экономическому развитию населения муниципального образования. Во-вторых, местные власти – это фактор становление гражданского общества, посредством которого устанавливается неразрывная связь на уровне отдельно взятой личности и государства, обеспечивая реализации демократии. При обратной связи жителей укрепляется взаимосвязь институтов муниципальной и государственной властей.

Таким образом, осознавая важность данного политического института при организации власти на местах и реализации возможностей населению принимать непосредственное участие в управлении государством, российское общество видит нуждается в данном политическом институте.

Практическое претворение данного института в российском обществе прослеживается еще до распада СССР , в период Перестройки, где на уровне административно-территориальных образований , проводились механизмы для реального претворения воли граждан , в рамках введения практик выбора руководителей, введение хозрасчета , управляющих Советов . Исходя из объективных причин конца 20 века , а именно отсутствие опыта применения демократических механизмов  , политического запроса на развитие гражданских инициатив , низкая правовая культура населения , функционирования созданного элемента местной власти отличался низкой эффективностью. Однако стоит отметить появление нормативного документа , предусматривающего установление механизмов организации местного самоуправления, а именно - Закон СССР от 09.04.1990 N 1417-1 "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР".

Определенно важную правовую роль имеет закрепление статьи 3 в Конституции РФ , устанавливающая  непосредственное право населения на отправление властных полномочий через органы местного самоуправления. Более того Конституция РФ статьей 12 , гарантирует формирование данного политико-социального явления в нашей стране.

Хочу отметить, что включение данной нормы в текст Конституции в 90-х годах , означал желание законодателя поставить точку в истории советской централизованной  системы управления, и сформировать нормативную основу для построения новой , где будет реализована славная попытка самоорганизации населения для решения вопросов местного значения.  На данном этапе следует упомянуть ФЗ-131 от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установивший общеправовые , территориальные , экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Однако на сегодняшний момент , не смотря на нормативную закрепленность и признание данного института не только государством , но и населением , можно проследить ряд проблем , которые тормозят дальнейшее совершенствование местного самоуправления, что обуславливает необходимость в его дальнейшем реформировании.

Очередной этап в формировании местного самоуправления можно проследить в период с 2013-2015 год , где была предпринята попытка в нормативном обновлении правовых положений , подчеркивающая глубину реформы. Важным инновационным моментом в данном этапе следует считать  издание  Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция), что внедрило инструмент стратегического планирования , позволяющий запускать процесс развития .

В 2019 году , принятый  Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 01.05.2019 N 87-ФЗ (последняя редакция), благодаря которому был включен новый вид муниципального образования – муниципальный округ, в целях укрупнения муниципальных образований.

Мне бы хотелось остановиться на некоторых проблемах, представляющее собой  ключевое значение для практического совершенствования пути оформления данного демократического инструмента оформления гражданского общества.

Прежде всего это проблема политического абсентеизма, при котором главный субъект муниципальной власти лишает себя возможности участвовать в ее реализации. Данный проблема связана с низкой политической культурой граждан , дефицитом информационного ресурса , это в свою очередь оформляет недоверие и низкой активности среди населения.

Другая проблема сводится к отсутствию достаточных материальных и финансовых ресурсов для реализации функций местными властями. При оформлении двухуровневой системы , на которую произошел переход ввиду введения новых видов муниципальных образований , посредством ФЗ 2014 года № 136, основная цель виделась в приближение местных властей к населению. Однако как итог наблюдается отсутствие четкой регламентации компетенции органами , а также распоряжений ресурсов , при котором финансирование возможно путем консолидации средств с другим уровнем и оформление поступления целевых денежных средств из других бюджетов.

Другой проблемой которую, я бы хотела затронуть – это кадровая проблема , решение которой видится в необходимости профессиональной переподготовки кадрового потенциала муниципального органа.

Наличие указанных проблем , обосновывает причину низкого интегрирования в общественное устройство данного института. Для повышения эффективности местного самоуправления необходимо взаимная активность , как со стороны государства , так и со стороны населения , которому необходимо уделить особое внимание формированию активной позиции в сотрудничестве с государством, а именно показывать , что ему нужно , ведь реализация данных потребностей представляет собой целевое предназначение демократического  государства , что имеет конституционное закрепление.

Государство в свою очередь продолжает делать шаги по реформированию местного самоуправления. В качестве примера приведу внесение законопроекта № 40361-8 Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти. Андрей Клишас, известил о перспективе построения болел демократичной системы. Планируется ликвидация двухуровневой системы, уточняется правовая защита оформления самоорганизации граждан, разграничена компетенция между субъектом и муниципалитетом. Сохраняется три виды муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ, внутригородская территория в городах федерального значения. Это в свою очередь позволяет избавиться от повторения функций и перекладывания ответственности с одного уровня на другой . Данный проект позволит оформить систему подчиненности между местными и региональными чиновниками. Представленная модель территориальной организации муниципалитетов создает попытку сделать из формально закрепленной правовой возможности  реализации местного самоуправления , практически дееспособную местную власть .

В заключении , хочу отметить , что законодательное оформление , существования местной власти и органов государственной власти в рамках единой системы публичной власти, подчеркивает возможность суверенного народа в реализации своей власти , как непосредственно , так и через единую систему публичной власти. Посредством совместных усилий с органами государственной власти , они должны обеспечивать проведение единой экономической и социальной политики. Для успешной реализации правового смысла данного института , необходимо решить ряд проблем. Россия видит весомое значение данного явления и необходимости ее реализации в обществе .Процесс его построения запущен , и направление реформирование  на сегодняшний момент находится на правильном пути.


Список Литературы

  1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года.
  2. Федеральный закон от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
  3. Закон СССР от 09.04.1990 N 1417-1 "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР"
  4.  ФЗ-131 от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
  5. Выдрин, И.В. Муниципальное право России / И.В.Выдрин , А.Н. Кокотов.- Екатеринбург, 19997.-С.8
0
No votes yet