Контрабанда в уголовных законодательствах Республики Беларусь и Российской Федерации: сравнительно-правовой аспект

Коховец М. А.
Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

Республика Беларусь и Российская Федерация создали единую таможенную территорию. Таможенные органы двух стран следят за тем, чтобы все процессы осуществлялись без нарушений, в соответствии с законодательством. В настоящее время составы уголовных преступлений в таможенном законодательстве двух стран в основном схожи. Однако имеются и определенные отличия.

В Беларуси и России таможенное дело, как известно, существует и регулируется в рамках Евразийского экономического союза. Для регулирования данной сферы существуют специальные источники, а именно Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. За нарушение tuj норм предусматривается как административная, так и уголовная ответственность. Несмотря на общие таможенные правила, ответственность за нарушение данных норм установлена в каждом государстве-члене Евразийского экономического союза. В сфере таможенного дела особый интерес вызывает контрабанда. За совершение данного преступного деяния предусмотрена уголовная ответственность.

В действующем Уголовном кодексе Республики Беларусь контрабанда как преступление закреплена в ст. 228 «Контрабанда», которая включена в главу 25 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности». Согласно ч. 1 данной нормы уголовно наказуемым деянием является незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза в крупном размере товаров, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 328.1 и ст. 333.1 Уголовного кодекса Республики Беларусь [1].

Объективная сторона преступления выражается в действии – перемещении через границу культурных ценностей в крупном размере. Состав преступления формальный и считается оконченным с момента совершения любого из действий с культурными ценностями и перемещение их через таможенную границу. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Субъект – общий (по некоторым признакам специальный – должностное лицо).

В ч. 2 ст. 228 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусмотрена ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза в крупном размере наличных денежных средств или денежных инструментов.

В ч. 3 ст. 228 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусмотрена ответственность за контрабанду, совершенную группой лиц по предварительному сговору, либо повторно, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные ст. 328-1 и ст. 333-1, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий либо совершенные с применением насилия к лицу, проводящему таможенный или осуществляющему пограничный контроль.

В ч. 4 ст. 228 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусмотрена ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1–3, совершенные организованной группой.

Также данная статья имеет примечания, содержащие 5 пунктов, в котором указывается, что контрабанда в ч. 1 ст. 228 Уголовного кодекса Республики Беларусь признается совершенной в крупном размере, если стоимость перемещаемых одним лицом или группой лиц товаров и ценностей превышает в  две тысячи раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев по факту незаконного перемещения культурных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь возбуждается производство об административном таможенном правонарушении, а не уголовное дело.

В Уголовном кодексе Российской Федерации содержится четыре статьи, предусматривающие уголовную ответственность за различные виды контрабанды. В главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» Уголовного кодекса Республики Беларусь расположены ст. 200.1  «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» и ст. 200.2 «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий». Данные нормы носят экономический характер, так как направлены против установленного порядка внешнеэкономической деятельности. В главе 24 «Преступления против общественной безопасности» Уголовного кодекса Российской Федерации также содержатся нормы данного вида, а именно ст.ст. 226.1 и 229.1. В диспозиции ст. 226.1 перечислены специальные (особо опасные) виды контрабанды, за которые предусмотрена уголовная ответственность [2].  

Объективная сторона преступления заключается в незаконном перемещении предметов контрабанды через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу Российской Федерации. С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется прямым умыслом. Субъект преступления – общий, вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Предметом контрабанды, предусмотренной ст. 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, являются наркотики (наркотические вещества), психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги, растения, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их части, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструменты или оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Таким образом, сравнительно-правовой анализ уголовно-правовых норм законодательства государств – участников Евразийского экономического союза – Республики Беларусь и Российской Федерации, предусматривающих ответственность за контрабанду показал, как общие подходы к криминализации данного деяния, так и некоторые различия. Уголовная ответственность за наиболее общественно-опасные виды контрабанды предусмотрена в каждом из уголовных кодексов государств – участников Евразийского экономического союза. Существенные различия наблюдаются в вопросах криминализации «экономических» видов контрабанды.

Между тем важным является обеспечение единства подхода к вопросам криминализации преступных деяний в области таможенного дела в целом и контрабанды в частности в целях совместного эффективного противодействия таможенным преступлениям на единой таможенной территории.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Уголовный кодекс Республики Беларусь: 9 июля 1999 г. № 275-3 : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. Зак. Респ. Беларусь с изм. и доп. от 11.11.2019 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федер. закон, 13 июня 1996 г., № 63-З : принят Гос. Думой 24 мая 1996 г. : одобр. Советом Федерации 5 июня 1996 г. : в ред. Федер. закона от 25.04.2018 // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «КонсультантПлюс». – Москва, 2020.
0
No votes yet