К вопросу о совершенствовании мер косвенного принуждения по делам о взыскании алиментов

Чиняева Евгения Васильевна
Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов

Приоритетным направлением в деятельности судебных приставов-исполнителей является взыскание задолженности по алиментным платежам. В рамках исполнительного производства российское законодательство предусматривает такие стимулирующие меры, применяемые к должнику, как временное ограничение на выезд должника из РФ, временное ограничение на пользование должником специальным правом, под которым понимается право управления транспортным средством [12]. В научных кругах остается открытым вопрос о том, можно ли признавать данные меры достаточными и эффективными? По данному поводу необходимо отметить следующее. По официальным данным ФССП общая сумма задолженности россиян по алиментам по итогам 2019 г. составила 152 млрд. руб., по сравнению с показателями 2012 г. долги выросли в семь раз [11]. Более того, в 2020 г. было возбуждено более 44 тысяч уголовных дел в отношении злостных неплательщиков алиментов, а после назначения наказания лишь около 6 тысяч должников полностью или частично погасили имеющуюся задолженность [10]. На практике возникают следующие проблемы: должник скрывается от судебных приставов, скрывает свои доходы и иное имущество, на которое можно было бы обратить взыскание. В связи с чем, особенно актуальным становится выявление возможностей совершенствования косвенных мер принуждения в одной из самых острых социальных сфер – сферы взыскания алиментов.

Обратимся к изучению зарубежного опыта применения косвенных мер воздействия. Ограничение некоторых прав должника активно используется во многих зарубежных странах как действенная мера принудительного исполнения, однако многие из них российскому обществу неизвестны.

Так, в соответствии с законодательством Республики Казахстан временно запрещается выдача должнику лицензий, разрешений и специальных прав, а также приостанавливается действие выданных ранее [5, ст.34]. Кроме того, активно обсуждается возможность введения такой меры как "стоп-карта", включающей в себя помимо уже имеющихся ограничений, такие как арест активов (недвижимого и движимого имущества); запрет на выезд из страны; запрет на государственные услуги; арест счетов, банковских ящиков, сейфов; запрет на потребительские услуги [7].

В Республике Беларусь могут быть установлены такие ограничения как запрет совершать определенные действия, запрет другим лицам передавать имущество должнику или исполнять по отношению к нему иные обязательства, запрет посещения игорных заведений, ограничение права на охоту [4, ст.60]. Также разработана инициатива о введении запрета на пользование Интернетом и мобильной связью, запрета получать посылки, прибывшие из-за рубежа [2].

Кроме того, значительный интерес представляет и законодательство дальнего зарубежья в данной сфере. Так, в Эстонии в случае неуплаты алиментов должником без уважительной причины и при наличии определенных законом условий суд имеет право приостановить право на управление транспортным средством, разрешение на охоту, действие карты рыболова; разрешение на приобретение и ношение оружия [9]. Распространенными мерами принуждения в ряде штатов США и Канаде являются изъятие водительских прав и лицензий на определенные виды деятельности [8]. Одним из способов принудительного взыскания алиментов в некоторых штатах США также является сообщение о неплатеже должника в агентство по кредитным сведениям, в результате чего должнику может быть отказано в выдаче кредитной карточки или же в выдаче самого кредита [13]. Согласно законодательству Израиля к должнику могут быть применены такие меры как наложение ограничения в пользовании платежной картой, прекращение его вложений в капитал корпорации, если он участвует в ее деятельности [6].

В ряде государств используется и более строгая мера – «гражданский арест» должника. Так, например, законодательство Великобритании предусматривает арест должника, применяемый до тех пор, пока должник надлежащим образом не исполнит приказ или судебное решение [3]. В Израиле к должнику применяется тюремное заключение в случае, если он мог выплатить алименты или исполнить судебное решение другим путем, но отказался это делать, при условии, что данные обстоятельства будут установлены с полной достоверностью [13]. Аналогичная мера применяется также в некоторых штатах США: когда должник препятствуют предоставлению информации о месте нахождения имущества, например, не является по вызовам в суд, он может быть подвергнут заключению под стражу [1]. Однако с учетом особенностей российской правовой системы имплементация подобной меры не представляется возможным, поскольку в РФ заключение под стражу применяется только в рамках уголовного судопроизводства.

Итак, проведенный сравнительно-правовой анализ показывает, что в ряде иностранных государств широко применяются разнообразные меры косвенного воздействия, в том числе в отношении требований о взыскании алиментов. Обзор зарубежного законодательства в данной сфере позволяет говорить о возможности развития российского исполнительного законодательства с учетом национальных особенностей. Полагаем, что законодателю следует расширить полномочия судебных приставов по ограничению специальных прав должников, уклоняющихся от исполнения требований исполнительных документов, а именно права на приобретение, хранение и ношение оружия, добычу охотничьих и водных биологических ресурсов. Что касается запрета на получение лицензии для занятия иными видами деятельности, то такие ограничения также представляются возможными при условии, что лицензируемая деятельность не является единственным источником дохода. Соответствующие изменения следует внести в ст. 67.1 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Кроме того, заслуживает внимания и такая строгая мера как наложение запрета на совершение юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией имущества, которую следует изложить в отдельной статье вышеназванного закона. Указанные меры могут существенно повлиять на жизнедеятельность и сферу занятости должника, что будет побуждать к своевременному погашению имеющейся задолженности. Предлагаемые меры должны подлежать применению лишь в отношении наиболее социально значимых требований, одним из которых является взыскание алиментов. Однако механизм функционирования указанных способов требует со стороны законодателя тщательной разработки и глубокого осмысления, немалую роль в этом играет использование международного опыта в данной сфере.


Список использованной литературы:

  1. Артемьева Ю.А. Исполнительное производство в США // Эффективность принудительного исполнения судебных решений и актов других органов: Сб. мат. Междунар. науч.-практ. конф. М. 2011. // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 07.03.2021).
  2. Должники в Беларуси лишатся сотовой связи, интернета и посылок. URL: https://yandex.ru/turbo/belnovosti.by/s/society/38095-dolzhnikov-v-belarusi-lishat-interneta-sotovoj-svyazi-i-posylok.html (дата обращения: 07.03.2021).
  3. Елисеева М.Н. Агентство по взысканию средств на содержание детей в Великобритании: правовой статус, функции и полномочия // Практика исполнительного производства. 2010. № 5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fssprus.ru/files/in_an_agent_gb_20118251655.pdf (дата обращения: 07.03.2021).
  4. Закон Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве» URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11600439 (дата обращения: 07.03.2021).
  5. Закона Республики Казахстан от 2 апреля 2010 г. № 261-IV "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей". URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30617206#pos=705;-57 (дата обращения: 07.03.2021).
  6. Захарова Н.С. Организация исполнительного производства в Государстве Израиль // Практика исполнительного производства. 2011. № 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fssprus.ru/files/fssp/db/files/201204/in_ip_v_izrael_2012351854.pdf (дата обращения: 07.03.2021).
  7. Казахстан введет систему стоп-карт в отношении должников. URL: https://www.zakon.kz/4453933-kazakhstan-vvedet-sistemu-stop-kart-v.html (дата обращения: 07.03.2021).
  8. Парфенчикова А.А. Меры косвенного принуждения в исполнительном производстве / под ред. В.В. Яркова. М.: Статут. 2017. // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 07.03.2021).
  9. Поол Я. Доклад "Об ограничении прав должников - на примере Эстонии" на VI Международной научно-практической конференции ФССП России "Ограничение прав должника: новеллы законодательства и практика применения". Улан-Удэ, 8 - 10 сентября 2015 г.
  10. Приставы рассказали о борьбе с неплательщиками алиментов. URL: https://ria.ru/20210204/alimenty-1596025512.html (дата обращения: 07.03.2021).
  11. СМИ оценили задолженность россиян по алиментам в рекордные ₽152 млрд. URL: https://www.rbc.ru/society/12/02/2020/5e43ad209a79479b3c3d9f01 (дата обращения: 07.03.2021).
  12. Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 № 229-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 07.03.2021).
  13. Хакимова П.М. Международный опыт принудительного исполнения решений суда. М. 2011. URL: http://kapravo.ru (дата обращения 07.03.2021).
0
No votes yet