Использование творческих заданий на занятиях по иностранному языку

Бессонов Артем Алексеевич
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Омск

Очень часто преподаватели иностранного языка неязыковых вузов сталкиваются с отсутствием интереса или внимания у студентов. Для повышения эффективности преподавания иностранного языка можно предложить творческие задания, которые были неоднократно опробованы в различных образовательных контекстах.

Для того чтобы использовать в образовательном процессе интерактивные задания нужно быть творческим человеком. Можно сказать, что творчество - это процесс превращения творческих идей в реальность. Оно включает в себя два процесса: замысел и реализацию идеи. Если у преподавателя есть идеи, но он не действует в соответствии с ними, он обладает воображением, но не творчеством [1].

Ученые выделяют пять этапов, которые необходимы для творческой деятельности: подготовительный этап – пробуждение любопытства и интереса к проблемной ситуации; инкубационный этап, когда преподаватель отвлекается от проблемы, но ментальные события происходят без контроля сознания; этап формулирования идеи, когда головоломка начинает складываться вместе; этап оценки означает принятие решения о том, является ли идея ценной и стоит ли ее воплощать в жизнь; этап разработки и реализации идеи [3].

Творческая деятельность, с одной стороны, помогает преподавателю планировать включение интерактивных заданий в учебный процесс и оценивать их эффективность, а с другой стороны, повышает мотивацию студентов к изучению иностранного языка и улучшает их навыки устной и письменной речи [2].

Мы хотим представить несколько видов творческих упражнений, которые направлены на то, чтобы научить студентов писать/говорить осознанно и грамматически правильно, выражать свои идеи и чувства. Посредством данных упражнений обучающиеся получают возможность развивать свой творческий потенциал, синтезировать и применять знания и умения, участвуя в учебном процессе.

Упражнение 1: Создание вымышленной истории

Во время выполнения данного задания студенты садятся полукругом. Они стараются сочинить логически связанную историю, как это видно из примера:

Студент А: My friend was standing at the bus stop……..

Студент Б: My friend was standing at the bus stop when he saw a gold ring.

Студент В: It was a gold ring with diamonds.

Пока студенты рассказывают свою историю, преподаватель помогает им в этом процессе. Все студенты принимают участие и стараются помочь друг другу.

Упражнение 2: Развитие критического мышления через письмо

Для выполнения этого упражнения студенты делятся на две группы. Обе группы должны сесть полукругом. Они получают лист бумаги, на котором написано: “It was dark and a storm was gathering”. Затем у студентов обеих групп есть три минуты, чтобы написать рассказ, а затем передать его своим партнерам, чтобы они продолжили писать на ту же тему и закончили рассказ. Группа, у которой история с лучшей грамматикой и содержанием, получает высшие баллы.

Студенты придумывают своих героев, определяя их физические, эмоциональные особенности и черты, разрабатывают развитие сюжета с описанием мест. Упражнение дает информативную и эмоциональную структуру, где грамматика является естественным способом выражения идей. Это способствует совместной работе и взаимному редактированию, дает студентам свободу самовыражения.

Упражнение 3: Расширение словарного запаса с помощью написания сценариев

Увеличить словарный запас студентов, а также развить их навыки письма можно с помощью написания сценариев. Сценарий - это документ, в котором описываются все слуховые, визуальные, поведенческие и языковые элементы, необходимые для рассказа истории. То, как студенты визуализируют историю, которую они хотят написать, основываясь на своем опыте или своем воображении, имеет значение в процессе приобретения навыков письма. С помощью этой формы творческого письма преподаватель предлагает студентам начать с создания идеи; затем они конкретизируют эту идею в действиях, диалогах, персонажах и сценах. Чтобы попрактиковаться в написании сценария, можно посмотреть фильм, а затем разобрать часть сценария, где обратить внимание на незнакомую лексику.

Упражнение 4: Постановка вопросов и ответы на них

Можно попросить студентов написать как можно больше вопросов за 10 минут обо всем, что они хотят. Нужно быть внимательным к грамматической структуре вопроса. После того как студенты закончили с вопросами, каждый из них должен выйти вперед и сесть на стул, в то время как другие одногруппники задают им вопросы, которые они написали. Это упражнение очень полезно, потому что студенты тренируются в использовании структуры вопросов на английском языке.

Упражнение 5: Выступление на произвольную тему

Студенты должны за 20 минут написать речь на любую тему и поделиться ею с однокурсниками. Можно рассказать про проблемы молодежи, состояние экономики в стране, систему образования, планах на будущее, своем лучшем или худшем опыте и так далее. С помощью этого вида деятельности преподаватели получают возможность не только увидеть языковые ограничения обучающих, но и узнать, как лучше выстраивать с ними работу на занятии.

Упражнение 6: Рисование и говорение

С целью формирования навыков устной неподготовленной речи, можно попросить студентов нарисовать что-нибудь, чем они хотели бы поделиться. Они должны нарисовать этот предмет на доске и объяснить, почему он был нарисован и почему он так важен. После того, как все участники нарисуют свои объекты, они будут создавать историю на основе рисунков на доске.

Мы привели примеры только незначительного количества творческих упражнений, которые могут быть использованы на занятиях по иностранному языку. Они помогают сделать занятие более неформальным и вовлечь в процесс обучения всех студентов группы.


Список литературы

1. Залесова Н.В., Башлыкова А.В. Творческие задания как средство развития познавательного интереса учащихся // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. № 2. С. 150-155.

2. Казачкова М.Б., Новосельцева Е.А. Метод проектов как фактор повышения эффективности обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2017. № 10. С. 22-27.

3. Павлова Е.А. Развитие творческих способностей обучающихся на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 2014. № 8. С. 19-25.

0
No votes yet