Информационные технологии в судебной системе Российской Федерации

Шишкина Ольга Юрьевна
ЧПОУ «Академический колледж», г. Челябинск

Развитие современных информационных технологий в Российской Федерации захватывает различные сферы деятельности человека и с недавнего времени начали активно внедряться в судебную систему. Данные действия со стороны государства были продиктованы рядом объективных причин.

Во-первых, это связано с низкой прозрачностью в деятельности судебной системы, что непосредственно приводило к недоверию граждан к правосудию и снижению авторитета судебной власти. Более того, в рекомендациях Совета Европы предусмотрена необходимость создания условий, при которых гарантировалось соблюдение прав человека, предусмотренных статьей 6 Европейской Конвенции «О защите прав человека».

Во-вторых, ежегодно возрастающая нагрузка на судебную систему побуждает изыскивать новые возможности по оперативному и эффективному рассмотрению дел в судах Российской Федерации. По данным Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации, общее количество дел, рассмотренных судами в 2018 году превысило 31 млн, тогда как в 2017 году было рассмотрено 28 млн дел [9].

Для постоянного развития и совершенствования организационной деятельности судов уже на протяжении почти двух десятков лет разрабатываются и вводятся в действие новые технологии и проекты. В соответствии с принимаемыми концепциями федеральных целевых программ в суде постепенно происходит переход на полную автоматизацию процессов.

С целью реализации судебной реформы, которая способствовала бы повышению эффективности работы судов, оптимизации организационно-правового и материально-технического обеспечения судебной системы в России Правительство Российской Федерации приняло федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России» на четырехлетний период (2002-2006 гг.).

По результатам этой работы была создана Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие». Система ознаменовала переход от классической организации делопроизводства на электронный.

Государственная автоматизированная система «Правосудие» обеспечивает информационную и технологическую поддержку судопроизводства, а также информирование граждан и организаций о ходе производства по судебному делу. В целях дальнейшей реализации судебной реформы Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы».

Основными достижениями в этот период можно назвать внедрение «Банка решений арбитражных судов», который предусматривает публикацию сведений о делах, а также полнотекстовые варианты решений. [8, c.45]

На первый взгляд, это было, безусловно, важное и необходимое нововведение, которое предоставляло возможность ознакомления с деталями дел широкому кругу лиц. С другой стороны, возникла необходимость в дополнительных временных затратах, так как решения по делу нужно было размещать в специальной системе. Более того, работа с автоматизированной информационной системой требует специальных познаний в этой области. На судебное делопроизводство также оказало влияние появление новых способов извещения участников процесса о дате судебного заседания:

‒ при помощи СМС-оповещения;

‒ отправки соответствующего уведомления на почтовый ящик в электронном виде.

В контексте развития Стратегии развития информационного общества в РФ от 7 февраля 2008 г. в целях улучшения взаимодействия между государством и обществом было предложено увеличить объемы и качество государственных услуг, предоставляемых организациям и гражданам в электронном виде. В частности, в Постановлении Президиума Совета судей РФ от 19 февраля 2015 г. № 439 была утверждена концепция информатизации судов до 2020 г.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной системы на 2013-2020 годы», с 1 января 2017 года удалось обеспечить техническую возможность подачи в электронном виде процессуальных документов. Данное нововведение позволило сократить сроки подачи исковых заявлений в суд, сократить расходы на почтовые услуги, сделать ее надежнее и безопаснее.

В рамках финансирования московских судов была анонсирована программа, позволяющая по делам особого производства выносить решения искусственному интеллекту. Согласно 2 статье Федерального закона № 123-ФЗ под искусственным интеллектом понимается комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Такой комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение, а также процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений. [2]

Интегрирование электронного взаимодействия с судебной системой и порталом государственных услуг в ближайшие годы позволят автоматизировать не только обработку первичных документов в электронном виде, но и в отдельных моментах самого человека. Более того, технологии искусственного интеллекта, по мнению экспертов, позволят существенно сократить нагрузку на судебную систему.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом № 1» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Справочно-правовая система Консультант Плюс, 2021 г.
  2. Федеральный закон от 24.04.2020 № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации ‒ городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных» // Справочно-правовая система Консультант Плюс, 2021 г.
  3. Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 № 805 (ред. от 06.02.2004) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002 - 2006 годы» // Справочно-правовая система Консультант Плюс, 2021 г.
  4. Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 № 583 (ред. от 01.11.2012) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2012 годы» // Справочно-правовая система Консультант Плюс, 2021 г.
  5. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2012 № 1735-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» // Справочно-правовая система Консультант Плюс, 2021 г.
  6. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 (ред. от 29.12.2020) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 год» // Справочно-правовая система Консультант Плюс, 2021 г.
  7. Постановление Президиума Совета судей Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. № 439 «Об утверждении Концепции информатизации судов» // Справочно-правовая система Консультант Плюс, 2021 г.
  8. Чвиров, В. В. Судебное делопроизводство: учеб. пособие. – М.: Российский государственный университет правосудия, 2016. – 335 c.
  9. Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации: официальный сайт. ‒ Челябинск, 2020. ‒ URL: http://www.cdep.ru (дата обращения 17.02.2021).
0
No votes yet