Гендерная дискриминация в сфере труда: российский и зарубежный опыт

Ткач Алена Евгеньевна
ТюмГУ, ИГиП, г.Тюмень

Живя в уникальное время 21 века, мы можем рассуждать о том, что  впервые за всю историю человечества женщина является равноправным членом общества, стоящим на одном уровне с мужчиной.  Положение женщины на протяжении множества столетий менялось в самых противоположных направлениях.  В период матриархата ее значение было неоспоримо и первостепенно. В эпоху рыцарства, напротив, ее персона не играла уже никакой роли в политической жизни общества. Со временем мужская половина населения планеты все больше и больше оттесняла женщин на второй план, все сильнее ограничивая круг ее деятельности. В новейшем обществе уже намного активнее происходит абсолютизирование равенства мужчин и женщин во всех отраслях общественной жизни, что обусловлено всеобъемлющей динамикой развития правосознания. Однако в современном мире всё также остается актуальной проблема гендерной дискриминации.

Как было отмечено французским философом Франсуа Мари Шарль Фурье: «Социальный прогресс и смены периодов совершаются пропорционально прогрессу женщин к свободе, а падение социального строя совершается пропорционально уменьшению свободы женщин» [1, с.150]. Именно поэтому вопрос дискриминации является одним из приоритетных, когда речь заходит об обеспечении равенства прав граждан в сфере труда.  

Не стоит забывать, что гендер – это социальный статус, который позволяет определять индивидуальные достижения в образовании, профессиональных достижениях, семейной роли и репродуктивном поведении. Сам термин «гендер» в англоязычной философской литературе появился в конце 60-х годов. Из всех наиболее распространенных точек зрения следует считать, что данное понятие больше относится к социальному полу, нежели биологическому. Потому понятие гендерного равенства на порядок шире, чем просто равенство полов, хотя и включает в себя последнее [6, с.296].

В современном российском обществе гендерная асимметрия имеет актуальность из-за многолетних патриархальных традиций и большей своей частью остается преломлена исключительно по отношению к женской половине населения. 

В России принцип равенства прав, касающихся области трудовых отношений, закреплен в ст. 37 Конституции Российской Федерации, а также трудовом законодательстве в ст. ст. 2 – 4, 64. 132 Трудового кодекса Российской Федерации. В конце 20 века было принято считать, что «женский вопрос» был разрешен. Считалось, что женщины смогли реализовать свое право на оплачиваемый труд. Более 80% работали, при этом предпочтение  при трудоустройстве отдавалось женщинам-специалистам с высшим и средне профессиональным образованием [2,  с. 355].

Говоря о гендерной дискриминации в сфере труда, большой интерес вызывают вопросы, касающиеся заработной платы. Не редки случаи, когда на равнозначных должностях оплата труда у работника мужчины и работника женщины отличаются, причем в рамках одного работодателя. Гендерный разрыв в этой области трудовой деятельности принято определять как разницу между средним заработком мужчины и женщины в процентном соотношении от заработка мужчин. Как отмечает Наталья Починок, являющаяся председателем комиссии по социальной политике, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов, что заработная плата у женщин в среднем на 30 % меньше, нежели у мужчин, которые занимают ту же должность [5, с.3]. При этом процент значительно понижается, если рассматривать женщин с детьми. В данном случае уже можно говорить о том, что такое положение дел противоречит статье 132 Трудового кодекса Российской Федерации, где прямо установлен запрет на какую бы то ни было дискриминацию как при установлении, так и при изменении условий оплаты труда.

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что ассиметричный уровень оплаты труда не обошел Россию стороной. Процентные показатели в сфере оплаты труда также нашли свое отражение  в Добровольном национальном обзоре достижения Целей устойчивого развития, где были представлены Российской Федерацией на Политическом форуме высокого уровня при ООН летом  2020 года. Становится ясно, что мужская половина населения России за 2019 год заработала на 28% больше, чем женщины. Это означает, что  заработная плата женщины по отношению к заработной плате мужчин составляет 72% [4, с. 75].  Из «Глобального доклада о заработной плате 2018/19. Что скрывается за гендерным разрывом в оплате труда», предоставленного МОТ, становится понятно, что среднемировой показатель такого разрыва составляет  диапазон от 16% до 22%. [3, с. 15]. Однако данные показатели могут сильно варьироваться в зависимости от стран и расчетов по медианной помесячной плате, т.е. при сравнении значения оплаты труда, которые расположены в среднем от распределения платы у мужчин и женщин. Так например, страны Европейского союза сильно разнятся по гендерному разрыву в сфере оплаты труда. Наибольшие показатели  в Эстонии –22%, Австрии –20%, а наименьшие - в Люксембурге –1% и Румынии -2%.

С целью ликвидации такой проблемы как ассиметричность платы за труд мужчин и женщин, равная заработная плата за равноценный труд была предусмотрена Целями устойчивого развития ООН до 2030 года: Целью 5 является гендерное равноправие и равенство, а также возможность расширения прав всех женщин и девочек, Целью 8 – содействие как всеохватывающему, так и экономическому росту и полной производительной занятости с достойной работой для всех. Данные положения были предусмотрены в Декларации Тысячелетия Международной Организации Труда о будущем труда, которая была принята на 108 сессии Конвенции МОТ. Задумались над разрешением данного вопроса не только сейчас, уже в 1951 году на 34 сессии Генеральной конференции МОТ была рассмотрена и принята Конвенция о равном вознаграждении мужчины и женщины за труд равной ценности №100 [7]. Данная Конвенция была ратифицирована не только Россией, но и другими 173 странами.

Судебная практика в Российской Федерации признает такое различие лишь в том случае, если будет достоверно ясно, что при установлении заработной платы были учтены как уровень квалификации, так и сложность выполняемой работы.

Трудовым законодательством Российской Федерации закреплена специальная норма, прямо содержащая запрет на дискриминацию в сфере труда по признаку пола и семейного положения, что устанавливает особенное значение данного принципа. Из этого следует понимать, что только профессиональные качества и умения должны ставиться во главу при заключении трудового договора и установлении его условий. Все иное не может быть использовано работодателями в качестве аргументов при установлении оплаты труда.  Также этот принцип подтверждается, если обратить внимание на терминологию, которая используется в законодательстве о труде – в качестве субъекта трудовых отношений выступает работник без каких-либо половых отождествлений. Следовательно, гендерное равноправие должно в полной степени проявляться в соблюдении принципа равного вознаграждения за равноценный труд, выполняемый как мужчинами, так и женщинами.

Считаем возможным дополнение части второй статьи 132 Трудового Кодекса Российской Федерации указанием на недопущение дискриминации по признаку пола (гендерной дискриминации).

Подводя итог нашего исследования можно говорить о том, что одной из основных проблем является преодоление именно гендерных стереотипов в общественном сознании о роли мужчин и женщин. Именно такое отношение со стороны социума порождает и укореняет поддержание гендерной дискриминации. Успех, который с трудом достигается в области гендерной асимметрии и прямо пропорционально зависит от изменения человеческого правосознания и отказа от устоявшихся стереотипов. Ускорить данный процесс возможно с помощью применения новелл законодательства, которые спроектированы по примеру некоторых государств, где уже давно приняты и действуют нормы о равноправии между мужчинами и женщинами. Так, например, отсутствие такого понятия в законодательстве как «гендерная дискриминация» приводит к отсутствию личностного права человека не подвергаться ей.


Список использованных источников и литературы:

  1. Ахмедова Д.А. Повышение роли политического участия женщин в современном развитии общества: актуальность и перспективы // Социология власти. 2011. №5. С. 149-155.
  2. Воронина О. А. Гендер и государство в постсоветской России // Права женщин и институты гендерного равенства в регионах России / под ред. Н. М. Римашевской, О. А. Ворониной, Е. А. Баллаевой. М., 2010. С. 351-360.
  3. «Глобальный отчет о заработной плате 2018/19. Что скрывается за гендерными разрывами в оплате труда». Международная Организация Труда, 2019г. – 172 с. [электронный ресурс] // режим доступа:  https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---dcomm/---publ/documents/publication/wcms_650553.pdf (дата обращения 21.03.2021)
  4. Добровольный национальный обзор хода осуществления Российской Федерацией Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, представлен на Политическом форуме высокого уровня при ООН в июле 2020г. – 240 с. [электронный ресурс] // режим доступа: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/26421VNR_2020_Russia_Report_Russian.pdf  (дата обращения 25.03.2021)
  5. Добрикова Е.А. Дискриминация в сфере труда, или Власть стереотипов: электронная статья, 2017. // Информационно – правовой портал «Гарант» (дата посещения 20.03.2020 г.) [электронный ресурс] сайт: https://www.garant.ru/article/1127456/  (дата обращения 25.03.2021)
  6. Дудко И.Г., Потапова С.В., Поленина С.В. Тендерное равенство. Проблема равных прав и равных возможностей мужчин и женщин: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 2005. [электронный ресурс] //  режим доступа:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12922377 (дата обращения 26.03.2021)
  7. Конвенция Международной Организации Труда «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» № 100 от 1951 г. [электронный ресурс] режим доступа:   https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/wcms_c100_ru.htm  (дата обращения 24.03.2021)
0
No votes yet