Допрос в системе следственных действий проблемы и пути их решения

Абдусаламов Тимирлан Газихаджиевич
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г.Омск

Допрос – это наиболее часто используемый и ключевой процесс в деятельности следственных органов. В ходе его выполнения руководители и специалисты подразделений дознания и следствия имеют возможность собрать обширный массив информации, имеющей доказательную значимость для анализируемого преступления.

Целями допроса являются получение от допрашиваемого полной и правдивой информации о расследуемом преступлении, и других обстоятельствах, имеющих значение для дела [3, с. 15].

Несмотря на обозначение в четвертой части статьи 46 УПК РФ права и обязанности подозреваемого в контексте его участия в следственных действиях и закрепление правил их производства в различных разделах УПК РФ, нельзя утверждать, что законодатель дает возможность правоприменителям полную систему норм, которая организует порядок проведения конкретных следственных действий с участием подозреваемого[1]. Правила допроса, не предусматривающие конкретики для подозреваемых, говорят о недостаточной выраженной регламентации [2, с. 83].

Отсутствие учета особенностей процессуального статуса подозреваемого, а также гарантий его прав на защиту в процедурных аспектах допроса, включая определенное количество раз, когда лицо может быть допрошено.

Кроме того, если четвертая часть статьи 92 УПК РФ указывает на то, что допрос подозреваемого должен быть проведен не позже 24 часов после его задержания согласно статьям 189 и 190 УПК РФ, то первая часть статьи 223.1 УПК РФ определяет, что допрос подозреваемого по существу подозрения должен происходить в течение трех суток с момента вручения уведомления о подозрении.

Эти моменты подтверждают, что в течение короткого периода, пока лицо находится в статусе подозреваемого и в отношении него применяется мера пресечения, следователь не должен ограничиваться исключительно допросами подозреваемого. Другая ситуация возникает при возбуждении уголовного дела против определенного лица, а также при расследовании преступления в рамках дознания, когда на протяжении всего досудебного процесса лицо сохраняет статус подозреваемого, за исключением случаев, когда в отношении подозреваемого применена мера пресечения в виде заключения под стражу [4, с. 237]. В таких обстоятельствах дознаватель обязан сформировать обвинительный акт или предъявить обвинение не позднее чем через 10 суток после заключения под стражу. Таким образом, этот участник процесса нуждается в усилении правовой защиты, в том числе через ограничение количества допросов по одним и тем же обстоятельствам, связанным с подозрением в совершении преступления, аналогично ограничению числа допросов обвиняемого [5, с.52].

Имеет высокое значение разработка законодательных норм, устанавливающих четкий и уравновешенный порядок проведения допроса подозреваемых с целью гармоничного соблюдения их прав и достижения положительных результатов в расследовании преступлений. Это обеспечит необходимую правовую защиту подозреваемым.


Список использованных источников

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ в ред. ФЗ от 06.04.2024 г. № 79-ФЗ // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
  2. Аксенова Л.Ю. Тактические приемы производства допроса // Вестник Омской юридической академии. 2019. № 1. С. 80-85.
  3. Арабули Д.Т. Правила производства допроса подозреваемого и их детализация // Вестник Южно-Уральского госуниверситета. 2023. № 19. С. 14-17.
  4. Бедрицкий А.А. Тактические и психологические особенности проведения государственным обвинителем допроса в судебном следствии // Молодость. Интеллект. Инициатива: Материалы VII Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. М., 2021. С. 236-237.
  5. Буранова Н.Н. Особенности применения пределов доказывания в уголовном судопроизводстве // Вестник Юридического института МИИТ. 2023. № 2 (18). С. 47-54.
  6. Гезгиев Х.М. Доказывание в уголовном процессе и его пределы // В сборнике: Юридические науки, правовое государство и современное законодательство. Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. М., 2020. С. 120-122.
0
No votes yet