Дополнительное материальное обеспечение отдельных категорий граждан: сравнительно-правовой анализ

Кижаева Анна Андреевна
ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва», г. Самара

Легальное деление социального обеспечения на основное и дополнительное закреплено в ст.39 Конституции РФ 1993 года. Отмечу,  что в Конституциях РСФСР советского периода такой классификации не было. Ныне действующий основной закон государства в ч.3 ст.39 указал на создание дополнительных форм социального обеспечения [5].  Следовательно, Конституция РФ 1993г. представляет собой нормативную базу не только для отношений, составляющих ядро предмета права социального обеспечения, но и для отношений, носящих дополнительный характер.

Изучая данную тему можно столкнуться со следующими проблемами: разграничение понятий дополнительное материальное обеспечение и дополнительное социальное обеспечение; отграничение  отношений по поводу предоставления дополнительного социального обеспечения от иных,  смежных с ними; отсутствие единого акта, включающего в себя нормы о дополнительном материальном обеспечении. Необходимо рассмотреть каждую из них.

Первой проблемой было указано разграничение  понятий дополнительное материальное обеспечение и дополнительное социальное обеспечение. В научной литературе, как правило, чаще используется последнее. Но в правоприменении, в связи с позицией законодателя, более актуальным  является понятие дополнительного материального обеспечения. Например, ФЗ от 4 марта 2002г. №21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», регулирующий данные отношения,  содержит в своём названии термин дополнительное материальное обеспечение. Позиции авторов на такое разграничение можно обобщённо представить в определении понятия социальное обеспечение. Оно является формой выражения социальной политики государства,  направленной на материальное обеспечение определенной категории лиц из средств бюджетов и специальных государственных фондов. Из этого следует, что основное/ дополнительное материальное обеспечение является частью основного/дополнительного социального обеспечения. В данной работе понятия дополнительно материальное обеспечение и дополнительное социальное обеспечение используются, как синонимы.

Следующей проблемой, является отграничение  отношений по поводу предоставления дополнительного социального обеспечения от иных,  смежных с ними. Это, например,  правовые отношения по поводу благотворительности. По  мнению В.Ш.Шайхатдинова, благотворительность выходит за пределы дополнительного социального обеспечения, т.к. построена целиком на частных началах и является частью гражданско-правовых отношений [3,с.101]. Рассматривается и соотношение дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан с социальным обеспечением  военнослужащих по контракту, сотрудников правоохранительных органов, работников прокуратуры, судей, космонавтов. Здесь более верная позиция  М.Л.Захаровой и Э.Г.Тучковой. Они  считают, что социальное обеспечение  отдельных категорий граждан является привилегированным, повышенным в силу федерального законодательства, но не дополнительным [4,с.348]. К.Н.Гусов же считает иначе, причисляя к дополнительному социальному обеспечению пенсионное обеспечение военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, а также прокуроров и др. [2, с.324].

На сегодняшний день дополнительные меры материального обеспечения в зависимости от уровня их предоставления, регулирования и финансирования классифицируются на федеральные, региональные, муниципальные и  корпоративные. Более детально в статье рассмотрены федеральное и региональное дополнительное материальное обеспечение ввиду созревшей в науке позиции о систематизации социально-обеспечительного законодательства как на уровне федерации, так и на уровне субъектов РФ.

Указанные виды дополнительного материального обеспечения различаются по кругу лиц, которому они предоставляются, по нормативной базе, которой они регулируются и по непосредственно обеспечительным мерам.

Федеральное дополнительное материальное обеспечение закрепляется в ряде федеральных законах, например, в ФЗ от 4 марта 2002г. №21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ». Категории лиц, которым оно устанавливается можно подразделить на следующие категории:

  • Лица, получающие дополнительное материальное обеспечение в связи с выдающимися достижениями и особыми заслугами перед РФ: например, Герои Советского Союза;  Герои РФ;  вдовы военнослужащих, погибших в период Великой Отечественной войны;  Герои труда РФ; лауреаты государственных премий и др. Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение состоит в доплате к получаемым пенсиям и зависит от степени достижений и заслуг граждан, исчисляется в процентах к социальной пенсии. 
  • Лица, замещающие государственные должности: такие субъекты перечислены в Сводном перечне государственных должностей Российской Федерации,  утверждённом Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32. К ним относятся, например,  депутаты Государственной Думы РФ; члены Совета Федерации Федерального Собрания; Председатель Правительства РФ и  его заместители, федеральные министры и др. Для них  установлены ежемесячные доплаты к трудовой (страховой) пенсии по старости или инвалидности, медицинская помощь.  
  • К третьей категории можно отнести граждан, занятых на работах с химическим оружием и других, чья деятельность опасна для здоровья. Для них предусмотрены доплаты к пенсиям и льготное медицинское обслуживание, предоставление лекарственных препаратов, санаторно-курортное лечение.

Региональное дополнительное материальное обеспечение рассмотрено на примере Самарской области. Оно выплачивается ветеранам труда Самарской области; детям войны Самарской области; пенсионерам Самарской области, прожившим более 80 лет; женщинам, имеющим 1-го или более детей (в том числе взрослых, рожденных до 1990-х годов или позднее) и вышедшим на пенсию по старости до 1 января 2015 года и другим категориям граждан.

Данные выплаты регулируются региональным законодтельством, например, Законом Самарской области от 26.12.2016г. №143-ГД «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области».  К сожалению, уровень доплат, установленных на региональном уровне, низок. Например, в Самарской области доплата к пенсии ветеранам труда составляет от 500 до 1000 рублей; ежемесячная доплата детям войны назначается в размере до 1000 рублей.

В заключение хотелось бы отметить основную проблему правового регулирования федерального и регионального дополнительного материального обеспечения.  К таковой можно отнести региональное правотворчество, направленное на систематизацию нормативно-правовых актов в области социального обеспечения, в том числе и дополнительного. В ряде субъектов РФ, например в Ярославской, Омской областях, в г. Санкт-Петербурге уже приняты кодексы социального обеспечения.  Стоит отметить, что в Самарской области, к сожалению, такого единого акта нет. Практическим плюсом  принятия такого кодекса является сосредоточение в одном нормативном акте положений о различных видах социального обеспечения в пределах субъекта Российской Федерации. Не раз исследователи права социального обеспечения высказывались и о принятии федерального кодекса социального обеспечения в целях систематизации законодательства и иных НПА, которых бесчисленное множество. Ю.В.Васильева активно призывала к такому (решению). Она же  отмечала, что о региональных кодексах социального обеспечения не стоит вести речь, т.к. качество законодательной работы во многих субъектах достаточно низкое [1, с.54].  Тем не менее, нужно помнить, что регулирование федеральным кодексом и региональных вопросов непрактично из-за неравномерности социально-экономического развития различных субъектов Российской Федерации. Решить проблему, связанную с неудобным ознакомлением и, в связи с этим, применением рассмотренных выше норм можно путём принятия регионального кодекса социального обеспечения. Такой нормативно-правовой акт состоял бы из следующих разделов:   

  1. Общие положения (основные понятия, цели и задачи Кодекса, принципы)
  2. Социальная поддержка граждан, имеющих детей.
  3. Меры социальной поддержки ветеранов, военнослужащих и членов семей военнослужащих.
  4. Меры социальной поддержки иных категорий граждан.
  5. Заключительные и переходные положения.

Список литературы:

  1. Васильева,  Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы: специальность 12.00.05 «Трудовое право, право социального обеспечения»:  автореф. дис. … д-ра юрид. наук. / Васильева Юлия Валерьевна; ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е.Кутафина (МГЮА)»  - Москва, 2014.- 54 с.- Текст: непосредственный.
  2. Гусов К.Н. Право социального обеспечения России: учебник/ К.Н.Гусов.- Москва: Проспект, 2009.-400с.- Текст: непосредственный.
  3. Дополнительное социальное обеспечение: анализ теории и практики/ В.Ш. Шайхатдинов.- Текст: непосредственный// Вестник Пермского университета.- 2015. -№4.-С. 100-109.
  4. Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: учебник/ М.Л.Захаров, Э.Г.Тучкова.- Москва: ВолтерсКлувер, 2005.- 640с.- Текст: непосредственный.
  5. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года / Российская Федерация. Конституция (1993). - Москва: ЭКСМО, 2020. -64с.- Текст: непосредственный.
0
No votes yet