Дискриминация женщин в трудовых правоотношениях в России: сущность проблемы и пути её решения

Титенко Юлия Евгеньевна
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

В настоящее время дискриминацией в отношении женщин признаётся любое различие, исключение или ограничение по половому признаку, направленное на ослабление признания и осуществления прав девушек и женщин в различных областях жизни общества. Несмотря на то, что большинство современных государств осуждает дискриминационные отношения всякой природы, и, более того, заключен целый ряд международных актов, посвящённых решению данной проблемы, она до сих пор остаётся актуальной даже в развитых демократических странах.

На сегодняшний день существует множество актов международного уровня, регулирующих трудовые отношения, ведущим источником норм трудового права данной категории остаются акты специализированного учреждения ООН, Международной организации труда (МОТ). За 100 лет своего существования организацией было принято около двухсот конвенций и рекомендаций. Одним из важнейших актов МОТ является Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которая была принята Генассамблеей ОНН 18 декабря 1979 года (во многих зарубежных странах известна как Билль о правах женщин).

Советский Союз являлся одним из инициаторов принятия данного международного документа. Советская сторона подписала Конвенцию 17 июля 1980 г., ратифицировала Указом Президиума ВС СССР от 19 декабря 1980 г. N 3565-Х с оговоркой о непризнании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН, сделанной при подписании. Однако, в феврале 1989 года данная оговорка была снята соответствующим Указом Президиума ВС СССР. Российская Федерация, являясь правопреемником Советского Союза в отношении участия в международных договорах (согласно ч. 1 ст. 67.1 Конституции РФ), обязана принимать необходимые меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин во всех сферах жизни общества, в том числе в трудовых отношениях.

Безусловно, соблюдение норм Конвенции, в частности одиннадцатой статьи, гарантированно защитило бы женщин от дискриминации в сфере труда. Однако, именно реализация указанных положений остаётся проблемной, не эффективной во многих странах, в том числе в Российской Федерации.

Эксперты считают, что это связано с тем, что в российском законодательстве нет гендерного деления, не закреплено понятие «гендерная дискриминация», а гендерное право отсутствует как таковое, несмотря на конституционную норму о равенстве прав и свобод мужчин и женщин (ч.3 ст.19 Конституции РФ). Однако, в Основном законе ничего не говорятся о явлении дискриминации, указаны только лишь запрещённые формы ограничений, к которым относится и половая принадлежность (ч.2 ст.19 Конституции РФ). Легальное определение дискриминации закреплено в Уголовном кодексе РФ (ст.135) и Кодексе об административных правонарушениях (ст.5.62). Особое значение для трудовых правоотношений имеет ст.135 УК РФ, т.к. именно уголовно-правовая норма содержит важный признак, отсутствующий в КоАП РФ: «совершенное лицом с использованием своего служебного положения», как правило такой тип дискриминации осуществляется на рабочем месте. Другая важная норма содержится в ст.145 Уголовного кодекса РФ, устанавливающая наказание (штраф до двухсот тысяч рублей) за необоснованный отказ в приёме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам её беременности, а равно необоснованный отказ в приёме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет.

Неудивительно, что идентичные нормы закреплены в Трудовом кодексе РФ (ст.64, 70, 84.1, 93, 96, 99, 122, 123, 125, 126, 254 и т.д.). Анализ указанных правил поведения демонстрирует, что женщина защищена от дискриминации не с точки зрения гендерной принадлежности, а семейного положения (беременность или материнство). Безусловно, девушки, относящиеся к упомянутым социальным группам нуждаются в особой правовой защите по объективным причинам, однако, сложившаяся тенденция позволяет сделать вывод о том, что законодатель воспринимает женщину только как продолжательницу рода, мать семейства, а как субъекта трудовых отношений только абстрактно, что фактически не соответствует императивному принципу международного права о свободе труда (ст.23 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.).

Отчет о выполнении требований Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, предоставленный Российской Федерацией в 2006 году, подтверждает, что дискриминация женщин в сфере труда очень распространена в нашей стране. Девушки сталкиваются с незаконными ограничениями при приёме на работу и продвижении по карьерной лестнице. Также статистика показывает, что средняя зарплата в легкой промышленности, среди работников которой 85% – женщины, равняется только 25% зарплаты работников «мужского» топливно-энергетического комплекса. Даже несмотря на большое количество норм, направленных на защиту беременных женщин и молодых матерей от дискриминации в сфере труда, они сталкиваются с трудностями как при устройстве на работу, так и в процессе труда. Более того, некоторые работодатели требуют от молодых девушек, выпускниц учебных заведений, принятия обязательства, что «они не будут беременеть 5 лет с момента начала трудовой деятельности» и тому подобное.

Следовательно, практическая реализация положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в России оставляет желать лучшего. Даже те нормы, которые закреплены в отраслевых нормативных правовых актах и развивают положения Конвенции 1979 года не работают, о чём свидетельствует скудная судебная практика по данной тематике. Кроме того, правоведы сходятся во мнении, что Трудовой кодекс РФ нуждается в срочной доработке с целью повышения качества защиты женщин от дискриминации на рабочем месте. Во-первых, ст.3 ТК РФ носит сугубо общий характер, из-за чего абсолютно не способствует искоренению дискриминации. Во-вторых, глава 41 ТК РФ (Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями) не содержит конкретных механизмов реализации указанных норм на практике. В-третьих, трудовое законодательство не содержит способов доказывания факта отказа в приеме на работу женщин и девушек из-за гендерной принадлежности.

Российские эксперты и международные наблюдатели выделяют немало причин, почему положения Конвенции 1979 года не работают на практике в нашей стране, однако среди них следует выделить основные: недостаточная осведомленность россиян о нормах, закрепленных в Конвенции 1979 г. и Факультативном протоколе 1999 г. Следовательно, необходимо включать информацию об этих международных договорах не только в учебные планы юридических факультетов, но и программы всех направлений подготовки в учебных заведениях (мнение Комитета ООН); отсутствие активного, развитого женского движения в России; гендерная слепота российских граждан, т.е. отказ от признания важности гендерного фактора как такового; сокрытие дискриминации самими женщинами (данная причина обусловлена российским менталитетом) и др.

Таким образом, проблема дискриминации в отношении женщин, в том числе в сфере труда, остаётся актуальной и нерешённой. Однако, залог успеха в искоренении дискриминации состоит, прежде всего, в том, чтобы научить российских девушек и женщин не молчать, бороться за свои права и жизнь без дискриминации, не только в модификации отечественного законодательства.


Список использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
  3. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Как Россия выполняет требования Конвенции ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0237/reprod02.php (дата обращения: 02.03.2021).
0
No votes yet