Одним из показателей экономического развития государства является социальная сфера. Население нуждается в социальной защите, а также в финансовой поддержке со стороны своего государства. Для осуществления такого рода защиты и поддержки предоставляются пенсионные выплаты. Для повышения уровня жизни граждан, которые получают пенсию, область пенсионного обеспечения очень часто подвергается различным изменениям.
Особое внимание уделяют пенсионному обеспечению военнослужащих. Одной из причин является особый правовой статус военнослужащих. Во время несения воинской службы военнослужащие подвергаются определенным опасностям и рискам, именно поэтому их пенсионное обеспечение отлично от каких-либо иных, существующих в Российской Федерации.
Существует огромное количество правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения. Они находятся как в законах, так и в подзаконных актах. Это является проблемой, так как появляются различные подходы к пониманию правовой природы пенсионного обеспечения военнослужащих со стороны законодателей и правоприменителей.
В Федеральном законе от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О системе государственной службы Российской Федерации» [1] закреплено понятие «военная служба». Следует принять во внимание доктринальную дефиницию данного понятия. Итак, военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, обладающий всеми основными признаками государственной службы [2, с. 46]. К военнослужащим применяется государственное пенсионное обеспечение, а также дополнительный пакет социальных гарантий в силу их особого правового статуса.
В российском законодательстве отсутствует дефиниция понятия «военная пенсия». Тем не менее в Федеральном законе от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 28.01.2022) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [3] содержится понятие «пенсия по государственному пенсионному обеспечению», которое заключает в себе необходимые признаки военной пенсии. Ежемесячной государственной денежной выплатой, компенсирующей вред, нанесенный здоровью гражданина вследствие прохождения военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении возраста, установленного законом, называется пенсией по государственному пенсионному обеспечению. Проанализировав данную дефиницию, можно особо отметить пенсии, относящиеся к пенсионному обеспечению военнослужащих, а именно пенсия по инвалидности, по потере кормильца, а также за выслугу лет.
Помимо отсутствия законодательного закрепления понятия «военная пенсия», нет однозначного подхода к понятию «военнослужащий». Законодательство не содержит определенного перечня лиц, относящихся к данной категории граждан, именно поэтому пенсионное и военное право не совпадают в определении военнослужащих.
Следует рассмотреть группу федеральных законов и сравнить данные в них определения понятия «военнослужащий».
Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ к военнослужащим относит лиц, проходивших военную службу, как одних из тех, кто имеет право на пенсионное обеспечение, но не раскрывает полностью данную категорию, отсылая правоприменителя на Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О воинской обязанности и военной службе» [4]. Данный закон не содержит самого понятия «военнослужащий», но содержит в себе определенный перечень граждан, которых можно отнести к тем, кто проходил военную службу. Так, например, лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ, в Службе внешней разведки РФ, в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета РФ и т.д.
Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 25.02.2022) «О статусе военнослужащих» [5] не закрепляет понятия «военнослужащий», как и предыдущие федеральные законы, но содержит перечень лиц, относящихся к военнослужащим, классифицируя их по способу прохождения военной службы. Так, к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы. Последние четыре категории относятся также к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.
Также, можно взять во внимание Закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" от 12.02.1993 N 4468-1 [6], в котором нет понятия «военнослужащий», но, проанализировав ст. 1 можно вывести данную дефиницию. На основе анализа военнослужащие - это лица, проходившие военную службу в качестве прапорщиков, офицеров и мичманов, а также лица, проходившие военную службу по контракту в качестве солдат, сержантов, старшин и матросов в Вооруженных Силах РФ, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии РФ и войсках гражданской обороны, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, в пограничных войсках и пограничных службах, в органах государственной охраны, органах военной прокуратуры и органах внешней разведки, в федеральных органах правительственной связи и информации, в федеральном органе исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, в военных следственных органах Следственного комитета РФ, в органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и других воинских формированиях Российской Федерации. Помимо вышеназванного к военнослужащим относятся лица (офицеры, мичманы и прапорщики), проходившие военную службу в воинских формированиях Союза Советских Социалистических Республик, а также лица, проходившие службу в органах внутренних дел РФ и бывшего Союза ССР, органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах принудительного исполнения РФ и в Государственной противопожарной службе.
Проделанная работа позволяет наглядно убедиться, что в законодательстве отсутствует единое понятие «военнослужащий», но существуют критерии, по которым можно отнести того или иного гражданина к военнослужащему. Таким образом, можно утверждать, что в сфере пенсионных отношений законодатель стремится унифицировать законодательную базу, которая касается лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах России и в иных федеральных органах исполнительной власти, где такая служба предусмотрена законодательством [7, с. 52-59].
В пенсионном законодательстве отсутствует понятие «пенсионное обеспечение военнослужащих». Для решения данной проблемы видится целесообразным закрепить на законодательном уровне, а именно в Законе РФ от 12.02.1993 № 4468-1, данную дефиницию. Необходимость состоит в том, чтобы правоприменителям облегчить работу связанную с поиском всех соответствующих критериев отнесения того или иного гражданина к военнослужащему для получения пенсий, предоставленных государством, а также предоставить всем возможность единого понимания правовой природы и сущности военной пенсии. Итак, под пенсионным обеспечением военнослужащих следует понимать форму денежной помощи, осуществляемой посредством ежемесячных выплат, оказываемых государством в предусмотренных законодательством случаях для лиц, проходивших военную службу.
Список литературы
- Федеральный закон от 27 мая 2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
- Старилов, Ю.Н. Госудрственная служба и служебное право: учеб. пособие / Ю.Н. Старилов. – Москва: Норма : ИНФРА-М, 2018. С. 46.
- Федральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 (ред. от 28.01.2022) №166-ФЗ //СЗ РФ. 2002. № 51. Ст. 4831.
- Федеральный закон от 28 марта 1998 № 53-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
- Федеральный закон от 27 мая 1998 № 76-ФЗ (ред. от 25.02.2022) «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 233.
- Закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" от 12 февраля 1993 N 4468-1 // Российская газета. 1993. № 39.
- Тютюнов Н.В. «Сущность и специфика пенсионного обеспечения российских военнослужащих» // Проблемы экономики и юридической практики. 2012 № 3. С. 52-59.