Цифровизация управления в сфере права социального обеспечения

Золотухина Александра Андреевна
Оренбургский институт (филиал) университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Оренбург, Россия

Аннотация: В статье исследуются положительные характеристики и сложности социального обеспечения в дистанционном формате. Предлагается создание приложения, помогающего осуществление дистанционного социального обеспечения.

Abstract: The article examines the positive characteristics and difficulties of social security in a remote format. It is proposed to create an application that helps the implementation of remote social security.

Ключевые слова: цифровизация, социальное обеспечение, медицинское учреждение.

Keywords: digitalization, social security, medical institution.

На сегодняшний день, в связи с распространение коронавирусной инфекции COVID-19 возникает необходимость остаться дома, особенно это коснулось пожилых граждан. Например, в соответствии с ст. 10.3-1 Указа Губернатора Оренбургской области от 17.03.2020 № 112-ук «О мерах по противодействию распространению в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», лица 60 лет и старше должны обеспечить себе самоизоляцию на дому по месту проживания (месту пребывания) указанных лиц, за исключением некоторых случаев (следования к месту работы и обратно; обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью; следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг.)[1]. Однако при походе в магазин или обращением в больницу пожилой человек может быть заражен коронавирусной инфекцией COVID-19 и подвергнуть свою жизнь опасности. Таким образом рационально минимизировать контакт пожилых.

С целью наблюдения за их здоровьем, проведения медицинский консультаций, обеспечения продуктами и лекарственными средствами целесообразно было бы использование информационно-коммуникационных технологий, в том числе сети «Интернет», однако это затруднительно на практике, так как большинство пожилых граждан не пользуются данными технологиями и не желают. Хотя на сегодняшний день существует множество аргументов для перевода отдельных категорий граждан на дистанционное социальное обеспечение.

Во-первых, дистанционное социальное обеспечение позволит создать безопасное и комфортное оказание помощи. На сегодняшний день существует система экстренного оповещения о возникшей опасности для граждан. Одним из звеньев этой системы является «тревожная кнопка для престарелых и инвалидов» при нажатии на которую передается сигнал в скорую помощь. Данную систему возможно подключить как самостоятельно, обратившись в частную медицинскую компанию, так и за счет муниципальных средств, связавшись с муниципальными и социальными учреждениями. Однако, не во всех субъектах РФ возможно приобрети такую кнопку бесплатно, например в Оренбургской области установкой занимаются исключительно коммерческие организации [1].

Во-вторых, аргументом для перевода граждан на дистанционное социальное обеспечение является возможность получения медицинской помощи в виде консультаций специалистов, измерения и непрерывный анализ показателей состояния организма [2]. Например, для этого существует телеконсультации с помощью компьютера, телефона или специальные приложения в телефоне, такие как Virtual Practice for Doctors. Доступно для: Android, iOS, веб-версия, которого является бесплатной.Можно перейти на премиум-версию, предлагающую дополнительные функциональные возможности: портал пациента и персональный домен. Однако и обычная бесплатная версия позволяет поддерживать контакт с пациентом вне работы. Под контактом подразумевается видеочат, удалённый контроль пациента и возможность отвечать на текстовые вопросы пациентов. Измерение и анализ показателей происходят с помощью весов, тонометра, глюкомерта, пульсоксимерт (измеряет содержание кислорода). Следовательно, они могут отслеживать соответствующие показатели и сообщать их врачу [3]. Необходимость измерения показателей чаще всего возникает у отдельных категорий граждан, например пожилых людей. Однако, они могут забыть принять таблетки или сделать необходимые измерения показателей и записать их.

Решением данной проблемы представляется создание приложения для телефона, которое содержит более широкий функционал, чем вышеупомянутое. Оно будет высылать уведомления с необходимой информацией или напоминаем. Данные о проделанных измерениях, эффекты от принятия таблеток и т.д. будут заноситься пациентом, а отслеживать показатели и давать комментарии сможет врач. Помимо этого, в приложении будут автоматически вноситься данные о приеме таблеток или автоматически высылаться уведомление об отклонении каких-либо показателях здоровья, а в чрезвычайных случаях приложение будет высылать сигнал для вызова скорой помощи и уведомление врача.

Данное приложение на телефоне сможет автоматические заменить медицинскую карту пациента, показывать местонахождение и стоимости медикаментов. На наш взгляд функции такого приложения могут найти свое место в уже существующей информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или автоматически быть связанным с этой системой [4].

Соответственно, необходимо закрепить права пациентов и медицинских учреждений в Постановлении Правительства РФ от 24.10.2011 N 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)», а так же в ряде таких нормативно-правовых актов, как «Положение о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», «Правила ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», «Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», «Требование к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций)»)[2].

Таким образом, существует потребность в дальнейшей цифровизации социального обеспечения, в том числе и созданием специализированных приложений на телефоне и привлечением к ним большего количества граждан.


Библиографический список

  1. Кнопка вызова для инвалидов, GSM сигнализация, GPS трекеры [Электронный ресурс] // Круглосуточный центр помощи, тревожная кнопка «OrenKnopka.ru». – Режим доступа: https://orenems.ru/article/1921 (Дата обращения: 26.03.2022).
  2. Тревожная кнопка для пожилых людей и другие гаджеты – «спасатели» Электронный ресурс] // Сеть пенсионатов для пожилых людей. Статьи. – Режим доступа: https://www.pansionatcdz.ru/stati/trevozhnaya-knopka-dlya-pozhilykh/
  3. ICT & Ageing: Users, Markets and Technologies – Preliminary Findings. empirica & WRC, 2018. www.ict-ageing.eu/ict-ageing-website/wp-content/uploads/2018/11/ictageing_vienna_handout_final2.pdf. (дата обращения: 15.03.2022)
  4. Martin T., Majeed B., Lee B.-S., Clarke N. A Third-Generation Telecare System using Fuzzy Ambient Intelligence., 2019. http://www.springerlink.com/content/27q1w8h4v142607q/fulltext.pdf. (дата обращения: 15.03.2022)

[1] Указ Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 г. N 112-ук «О мерах по противодействию распространению в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» // Портал официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru. 28.09.2020.

[2] Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 N 861 (ред. от 01.03.2022)  «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» (вместе с «Положением о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», «Правилами ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», «Положением о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», «Требованиями к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций)») // Собрание законодательства РФ. 2011. № 44. ст. 6274.

0
No votes yet