Цифровизация гражданского судопроизводства как способ изменения системы правовых регуляторов

Каргина Юлия Юрьевна
ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», г. Владимир

Стремительный рост объема информации, развитие цифровых технологий оказывают комплексное влияние на отрасли права, включая гражданское право и гражданский процесс. Право стало объектом воздействия цифровизации. Это проявляется в пересмотре терминологического аппарата, методов правового регулирования. Следует отметить, что закон пока не является эффективным регулятором «цифрового общества», право по-прежнему отстает от процесса цифровизации.

Итак, исследуем понятие цифровизации. Под цифровизацией А.Ю. Толкачев и М.Б. Жужжалов понимают переход от подчинения правоотношений юридическим фактам к определению правоотношений посредством записей [3]. Цифровизация характеризуется включением современных цифровых технологий во многие сферы жизни общества. По нашему мнению, под цифровизацией следует понимать усовершенствование различных систем, входящих в различные сферы жизни общества, посредством использования новейших информационных технологий. Важно отметить, что цифровизация оказывает определенное влияние на гражданский процесс и гражданское право. Так, например, граждане смогли использовать новые возможности информационных ресурсов сети Интернет для составления исковых заявлений, разных видов гражданско-правовых договоров. Отметим, что возникновение сайта государственных услуг, а также сайтов различных органов государственной власти, позволили сделать доступным для граждан получение правовой информации и социальной помощи. Коренные изменения зафиксированы в познавательно-доказательственное составляющей судебного процесса: вводятся новые виды доказательств, например, электронные доказательства, в частности цифровые следы. Однако, особо следует отметить, что внедрение информационных технологий в данную сферу общественных отношений требует усовершенствования правовой регламентации.

Цифровизация ставит перед гражданским правом и процессом новые задачи, расширяет их предмет, усложняет правовую ответственность. Возрастает значение института интеллектуальной собственности. Благодаря цифровым технологиям создаются новые способы получения правообладателем доходов от эксплуатации прав интеллектуальной собственности, а это, в свою очередь, ведет к разработке новых бизнес-моделей коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. На наш взгляд, цифровизация способствует совершенствованию системы правовых регуляторов. Так, например, 18 марта 2019 г. был принят Федеральный закон № 34-Ф3 «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которому с 1 октября 2019 г. в Гражданском кодексе РФ в перечне объектов гражданских прав появились цифровые права [2].

Следует отметить, что в гражданско-процессуальном законодательстве произошли существенные изменения: документы в суд можно подать путем использования сети Интернет, существует возможность граждан связываться с ФССП электронным способом. Также в судебное судопроизводство активно внедряются технологии видео-конференц-связи. Но, важно учитывать, цифровизация в данной сфере имеет свои риски. Так, например, учетные данные, материалы по делу, которые являются конфиденциальными, попадая в сеть Интернет, могут быть объектом посягательств злоумышленников. Возникают и другие проблемы, в частности, достоверность информации в материалах дела и данных, указываемых в электронных формах. При этом в случае сбоя информационной системы осуществление судопроизводства по такому принципу, как непрерывность, станет невозможным.

Как верно отмечают Валеев Д. Х. и Нуриев А. Г., правовые инструменты не могут быть архаичными, так как их основная цель – это регулирование общественных отношений. Если мы не можем обеспечить эту цель, правовой инструмент утрачивает свое значение и перестает быть регулятором. В этом аспекте, например, может вызвать недоумение у участников судебного разбирательства реакция судьи на предложение истца ознакомиться со страницей ответчика в социальной сети через его же смартфон [1].

Полагаем, внедрение и активное использование новых технологий необязательно должны вести к повышению доступности правосудия в целом, поскольку необходимо учитывать целый ряд факторов: наличие эффективной и устойчивой системы идентификации пользователей информационных систем, обеспечение должного уровня защищенности систем и повышение квалификации государственных служащих, а также соблюдение баланса между электронным и бумажным оборотом (не все пользователи могут иметь доступ к современным технологиям).

В различных научных доктринах рассматривается вопрос внедрения искусственного интеллекта в судебную систему. Важно отметить, что большинство ученых склоняются к мнению, что данный процесс окажет не лучшее воздействие на гражданское судопроизводство. Так, при использовании информационных технологий в судебной системе следует устранить проблему аутентичности всех сведений, касающихся разрешения дел, а также необходимо повысить компетентность лиц, принимающих участие в судебном процессе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что изменения системы правовых регуляторов требует переработки не только законодательной базы, но и создания программы повышения профессиональной подготовки кадров и технического переоснащения судов. Важно отметить, что при исследовании теоретических, нормативных и практических аспектов цифровизации как одного из способов изменения системы правовых регуляторов было выявлено несколько проблем. Одной из основных и, пожалуй, самой главной является проблема законодательного закрепления данного способа. Это необходимо, в первую очередь, для того чтобы предотвратить совершения различных правонарушений, в том числе взлома различных систем и баз данных. Чтобы избежать вышеперечисленных проблем, предлагаем усовершенствовать гражданское и гражданское процессуальное законодательство, также разработать курсы, которые бы повысили профессиональную компетентность сотрудников, непосредственно связанных с осуществлением правосудия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что цифровизация – это неизбежный процесс, который в скором времени затронет все сферы жизни общества, в том числе и область гражданско-правовых регуляторов. Несмотря на полярные мнения ученых, на наш взгляд, данный процесс все же облегчит работу судей и иных органов государственной власти.


Библиографический список

1. Валеев Д.Х. Электронный документооборот в сфере правосудия в условиях цифровой экономики / Д.Х. Валеев., А.Г. Нуриев // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. Вып. 45. C. 467–489. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:  DOI: 10.17072/1995-4190-2019-45-467-489 (дата обращения 15.03.2021).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, часть вторая, часть третья) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/; http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/; http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34154/ (дата обращения 20.03.2021).

3. Толкачев А.Ю. Криптовалюта как имущество – анализ текущего правового статуса / А.Ю. Толкачев, М.Б. Жужжалов // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. – 2018. – № 9. – С. 91.

0
No votes yet