Цели и задачи кассационного производства на современном этапе развития законодательства РФ

Эрке Лариса Борисовна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск

Кассационное производство, или кассация (с лат. cassatio «отмена, уничтожение») — процессуальная деятельность в праве, выражающаяся в проверке вышестоящими судами законности и обоснованности постановлений суда, вступивших в законную силу [3, с. 203].

Основные цели и задачи суда общей юрисдикции определены статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, а Арбитражного суда - статьей 2 АПК РФ.

Целью кассационного суда является проверка законности вступивших в законную силу судебных актов. Эта цель прямо зафиксирована в ч. 2 ст. 390 ГПК РФ, согласно которой при рассмотрении дела в кассационной инстанции суд проверяет правильность применения и толкования материального права и норм процессуального права судами, рассматривающими дело, в пределах и рамках доводов кассационной жалобы, представления, и в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 29. Но было бы неверно считать проверку законности судебных актов единственной целью кассационного производства.

Анализ ч. 2 ст. 390 ГПК РФ доказывает, что цель кассационного производства - направить судебную практику судов первой и апелляционной инстанций и обеспечить ее единство путем наблюдения за единообразным толкованием и применением действующего законодательства этими судами с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ.

На современном этапе судебная система функционирует в условиях осуществления в государстве интенсивных социально-экономических процессов и реформ, что ставит новые задачи и определяет необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности [6].

Последние реформы усилили роль прецедентного права. Согласно проведенному анализу, в мотивировочной части судебных актов аргументация основывается со ссылкой  на правовые позиции и определениях КС РФ, постановлениях Пленума ВС РФ,  постановлениях Президиума ВС и ВАС,  определениях коллегий ВС РФ, вынесенных после рассмотрения дела по существу.

В указаниях Пленума ВС от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», закрепляется роль своих позиций по принципиальным вопросам, высказанных в конкретных делах [1].

Следуя положениям гл. 3 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и гл. 41 ГПК РФ кассационное производство надо понимать как независимую проверочную стадию гражданского судопроизводства. Однако при определении особых целей и задач суда кассационной инстанции необходимо иметь в виду, что они не являются и не могут быть отделены от конечных целей гражданского судопроизводства, закрепленных в ст. 2 ГПК РФ.

Цель кассационной инстанции существенно отличается от целей апелляционной и надзорной инстанций и определяется проверкой законности оспариваемого судебного акта (ст. 387 ГПК РФ, ст. 288 АПК РФ), а также место и роль суда кассационной инстанции в системе судов общей юрисдикции.

Одна из задач, которую законодатель ставит перед кассационной инстанцией - защита права. Такая задача прямо указывает на приоритетную, конституционно значимую цель - защиту прав и свобод человека и гражданина (статьи 2, 17, 18 Конституции Российской Федерации).

В.К. Пучинский отмечал, что «кассационный пересмотр решения - важный метод формирования единой судебной политики и практики» [4, с. 5].

Целью рассмотрения апелляционной жалобы является не что иное, как защита нарушенных прав и законных интересов лиц, фигурирующих в деле, обратившихся за судебной защитой, путем установления обстоятельств, важных для всестороннего и полного рассмотрения дела.

Что касается основной цели суда надзорной инстанции – это направление судебной практики нижестоящих инстанций, обеспечение ее единства и законности на территории Российской Федерации, а также единообразия в толковании и применении судами норм права.

Такой вывод следует из п. 1 ч. 1 ст. 7 ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», согласно которому Президиум Верховного Суда РФ в порядке надзора проверяет вступившие в законную силу судебные акты в целях «обеспечения единства судебная практика и законность». Только одно из трех оснований отмены судебных актов в порядке надзора, закрепленных в п. 3 ст. 391.9 ГПК РФ, - нарушение судебными решениями единообразия в толковании и применении норм права.

Иные основания, закрепленные в пунктах 1 и 2 ст. 391.9 ГПК РФ (нарушение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации; нарушение прав и законные интересы неопределенного круга лиц или иные общественные интересы) этой цели - особенно с учетом того, что она реализуется в отдельном основании для отмены судебных решений - не соответствуют.

Заявленная цель - обеспечение единства и законности судебной практики - единственное отличие деятельности суда надзорной инстанции от деятельности кассационной инстанции. Этот вывод подтверждается практикой Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации [2], который как суд надзорной инстанции руководствуется п. 1 ч. 1 ст. 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отменены судебные акты нижестоящих арбитражных судов именно на основании нарушения арбитражными судами единообразия в толковании и применении права.

По словам адвоката Вячеслава Голенева, кассационная практика арбитражных кассационных судов нарабатывалась почти 30 лет. Нормы ГПК РФ и КАС РФ по «новой кассации» во многом заимствованы из положений АПК РФ об арбитражном кассационном судопроизводстве. Так что суды общей юрисдикции тоже не в праве игнорировать правовые позиции Верховного суда РФ [5, с. 1].

Таким образом, изучение законности судебных актов и контроля нижестоящих судов над единообразным толкованием и применением закона показывает, что основная цель отмены первоначального судебного решения состоит в укреплении верховенства закона, поддержании единства, последовательности и правильного применения правовых норм, на основании которых суд разрешает все гражданские дела, а также формирование уважения к закону и суду.

Судебная реформа – это реализация федеральной целевой программы «Развитие судебной системы в России на 2013-2020 годы». Основными её направлениями являлись - обеспечение доступа граждан к правосудию и обеспечение его максимальной открытости и прозрачности, реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений. Следовательно, кассационное производство на современном этапе развития законодательства в Российской Федерации, также направлено на обеспечение законности в деятельности судов и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Реализация данных задач строится на принципах определенности, ясности, однозначности правовой нормы, вытекающей из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом. Данное условие может быть обеспечено только при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями. В интересах законности и единства судебной практики суды должны стремиться к единообразию в рассмотрении и разрешении дел.


Список литературы:

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  2. Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.07.2012 г. № 5574/12 по делу № А08-7263/2010, от 25.06.2013 г. № 18087/12 по делу № А60-13173/2012, от 15.07.2014 г. № 4100/14 по делу № А39-4965/2008, от 15.07.2014 г. № 3640/14 по делу № А31-2337/2013 и др. // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2005. – 944 с.
  4. Пучинский В.К. Кассационное производство в советском гражданском процессе. – М., 1973. – 35 с. 
  5. Наказать примерно. Пленум Верховного суда рекомендует коллегам использовать прецеденты в судебной практике // Российская газета – Федеральный выпуск. – 2020. – № 156(8210). – С. 1.
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 г. N 1735-р г. Москва // Российская Бизнес-газета.– 2012.– № 37(866). – С.5.
0
No votes yet