Актуальные вопросы правового регулирования труда работников дипломатических и иных представительств

Крылова Яна Романовна
Государственный университет управления, Москва

На сегодняшний день регулирование трудовых отношений дипломатических работников – это не просто право государств, а их прямая обязанность, так как именно эти служащие взаимодействуют ради благополучия всего мирового сообщества и отстаивают позиции стран на международной арене посредством принятия участия в переговорах, зачастую являющихся детерминантом основных направлений внешней политики; с этим связана актуальность данной статьи.

В целом отношения, возникающие по поводу деятельности дипломатических работников и работников иных представительств, регулируются нормами международного публичного права, объединёнными в так называемое право внешних сношений, включающее в себя в частности дипломатическое право, консульское право и т.д. В связи с этим правовое регулирование трудовых отношений данного вида работников осуществляется, в первую очередь (т.к. ст. 15 Конституции РФ закрепляет приоритет норм международного права над нормами внутринационального характера), посредством таких международно-правовых документов, как Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18.04.1961 г.; Венская конвенция о консульских сношениях от 24.04.1963 г.; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14.12.1973 г.; Конвенция МОТ от 27.06.1978 г. № 151 «О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе» и Рекомендации МОТ (№ 159) о процедурах определения условий занятости на государственной службе 1978 г. и т.д. Однако следует отметить, что лица, служащие в сфере дипломатии и международных отношений, являются, в первую очередь, работниками, а, значит, вопросы, касающиеся их трудового положения, вполне обоснованно могут регулироваться соответствующими отраслями внутреннего законодательства государств. В России основополагающим документом в данной сфере, несмотря на существование иных, является Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ), так как именно предметом трудового права являются общественно-трудовые отношения, которые возникают в связи с непосредственной деятельностью людей в процессе выполнения работы [4, с. 31].

Итак, в соответствии с российским законодательством, дипломатическим работником является федеральный государственный гражданский служащий, исполняющий функции дипломатического характера и замещающий в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее – МИД РФ), загранучреждениях МИД РФ, территориальных органах МИД РФ должности федеральной государственной гражданской службы, по которым предусмотрено присвоение дипломатических рангов [3].

Как в международном, так и во внутригосударственном праве дипломатическая служба является гражданской: это отражено, например, в Стандартах поведения на международной гражданской службе и в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; в соответствии с этим немалое значение имеет Федеральный закон от 27.07.2010 № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации». Следует отметить, что специфика деятельности конкретно дипломатического работника и государственного гражданского служащего нуждается в наличии дополнительных нормативных правовых актов, чем и обуславливается широкое применение вышеупомянутых федеральных законов. Вместе с тем общие положения ТК РФ регулируют трудовые отношения сотрудников дипломатической службы постольку, поскольку государственная гражданская служба также является составляющей сферы действия трудового права [8, с. 78]. По отношению к работникам дипломатических и иных представительств применяется и гл. 53 ТК РФ.

Содержание труда дипломатических и иных представителей, по словам Н.А. Яковенко, находится в прямой зависимости от выполняемых ими функций. К ним относятся практическое претворение в жизнь внешней политики государства и обеспечение сохранности по вопросам о ней, регулирование международных отношений и содействие в установлении принципа законности в них, а также целостное обеспечение функционирования дипломатической системы и др. [7, с. 111]; в связи с данными особенностями, сотрудники дипломатической службы пользуются специальными привилегиями и иммунитетами.

Не все из основных гарантий труда, закреплённых в ст. 1 ТК РФ, могут быть в полном объёме имплементированы по отношению к дипломатическим служащим. Например, принцип обеспечения права на разрешение индивидуальных и коллективных споров носит ограниченный характер в части правового регулирования труда всех категорий гражданских служащих [6, с. 178]. Кроме того, конкретно в российском законодательстве так или иначе установлен запрет права на забастовку для работников рассматриваемой структуры [2]. Важно упомянуть такой принцип, как обеспечение права работников на объединение с целью защиты своих законных прав и интересов, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в них. В МИД РФ действует территориальная профсоюзная организация МИД России (ТПО МИД России), основными целями которой принято называть представительство и защита индивидуальных и коллективных социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза в вопросах занятости, прохождения службы, трудовых отношений, условий и оплаты труда, охраны здоровья и соблюдения социальных гарантий [9].

Общие положения о заключении трудового договора также имеют силу для дипломатических и иных представителей. С лицами, направляемыми на работу за границу, заключается срочный договор, о чем указано в ст. 59 ТК РФ; с работником же, направляемым на работу за границу в представительство РФ, заключается трудовой договор на срок до трёх лет, согласно ст. 338 ТК РФ. Важным дополнением является то, что в отношении дипломатических служащих действует порядок обязательной ротации. Условия труда и отдыха работников определяются локальными нормативными актами соответствующего представительства и трудовыми договорами, которые не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленным ТК РФ [1]. Заработная плата сотрудников дипломатических и иных представительств РФ за границей формируется из двух частей, валютной и рублевой, определение размеров которых дифференцированно и зависит от многих факторов, включая сам уровень жизни в стране пребывания [5, с. 314].

Сегодня условия работы дипломатических служащих как никогда трудны: в силу пандемии коронавируса не может быть реализован привычный формат переговоров, брифингов, официальных встреч и совещаний, которые составляют ведущую часть рабочего процесса. Несмотря на данные ограничения, обмен информацией между дипломатами продолжается посредством видеоконференций и официальной переписки по электронной почте; в связи с этим рекомендации о применении  трудового законодательства в период пандемии также коснулись и дипломатических служащих. Однако несмотря на то, что их работа временно переведена в режим так называемой дистанционной, регулирование труда работников дипломатических и иных представительств является одним из наиболее насущных вопросов, так как именно они реализуют внешнеполитический курс российского государства, находясь в не всегда простых условиях, и отстаивают честь страны на международной арене.


Список использованной литературы и источников

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации (ред. от 29.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3215.
  3. Федеральный закон от 27.07.2010 № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2010. № 31. Ст. 4174.
  4. Международные трудовые стандарты и российское трудовое право: перспективы координации : монография / под ред. С.Ю. Головиной, Н.Л. Лютова. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2019. – 256 с.
  5. Трудовое право : учебник для бакалавриата / под ред. В.М. Лебедева. – 2-е изд., перераб. – Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. – 368 с.
  6. Яковенко Н.А. Общие и специальные нормы трудового законодательства в правовом регулировании трудовых отношений работников представительств Российской Федерации за границей // Современная научная мысль. 2015. № 3. С. 173-188.
  7.  Яковенко Н.А. Понятия и основания дифференциации правового регулирования трудовых отношений работников дипломатических представительств и консульских учреждений РФ // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2017. № 10. С. 107-113.
  8.  Яковенко Н.А. Правовое регулирование трудовой деятельности работников дипломатических и иных представительств РФ за границей // Власть. 2015. № 6. С. 77-80.
  9. Официальный сайт МИД РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/bdomp/ministry.nsf/6130ff66bf71139a4425793c004e502b/21dc2bd4346914b5442579440032bbaa!OpenDocument (дата обращения: 04.02.2021)
0
No votes yet