Актуальные проблемы уголовной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений

Усатова В.П.
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск

Ни для кого не секрет, что Российская Федерация славится богатством своих природных ресурсов. К числу наиболее жизненно важных и необходимых ресурсов для жизнедеятельности относится богатейший лесной фонд.

Однако, несмотря на несомненное первенство России по использованию лесов, в настоящее время возникли проблемы, связанные с оборотом данного ресурса. Так, в России широкое распространение получило такое преступление, как незаконная рубка лесных насаждений (статья 260 УК РФ). С начала XXI века в Российской Федерации лесное браконьерство как негативное социальное явление значительно изменилось. Незаконные рубки леса в громадных объемах стали осуществляться профессионально, организованно, с использованием современных технических средств. Эти преступные посягательства представляют угрозу национальной безопасности, как в экологическом, так и в экономическом отношениях.

Незаконная заготовка леса и его вывоз из страны без оформления необходимых документов в настоящее время имеют огромные масштабы, что стало причиной возникновения уникального транснационального экономического феномена. Сопредельные государства, например, такие как Китай, Эстония, Финляндия принимают всевозможные меры для сохранения собственных лесных ресурсов, рассчитывая на приобретение более дешевого , но не менее ценного сырья, импортируемого из России, невзирая на его криминальное происхождение.

Криминальная сфера в лесной отрасли ежегодно возрастает, поскольку над этой областью имеет место слабый контроль со стороны правоохранительных органов, а нормативно-правовая база имеет существенные недостатки.

Ежегодные комплексные проверки в лесной отрасли, проводимые Генеральной прокуратурой Российской Федерации, выявляют следующие основные нарушения: сокрытие лесными инспекторами незаконных вырубок деревьев, коррумпированность лиц, обеспечивающих охрану и защиту лесного комплекса, недостаточное возмещение ущерба, причиненного в результате незаконных рубок или повреждения лесных насаждений, отсутствие дистанционного мониторинга данной отрасли. При этом меры, принимаемые правоохранительными органами, по выявлению, расследованию и раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом древесины, зачастую неэффективны. Судебная и следственная практика применения правовых норм, устанавливающих уголовную ответственность за незаконную рубку лесных насаждений, испытывает определенные трудности, обусловленные рядом обстоятельств объективного и субъективного характера. Разрешение данных проблем невозможно без четкой политики, направленной на обеспечение безопасности и сохранения лесной отрасли в стране.

В рамках осуществления государственной политики в сфере экологической безопасности Правительство РФ отменило с 1 января 2021 года большинство важных нормативных правовых актов лесного хозяйства, в частности, Правила заготовки древесины, Правила ухода за лесами, Правила лесовосстановления, различные правила использования лесов для осуществления предусмотренных Лесным кодексом РФ видов деятельности, типовые договора купли-продажи и аренды, Порядок проведения лесопатологических обследований и т.д.

В целях повышения эффективности и прозрачности лесной отрасли 4 февраля 2021 г. Федеральным законом N 3-ФЗ внесены поправки в Лесной кодекс РФ, вступившие в силу в день принятия указанного закона, кроме отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

Так, в Лесной кодекс РФ внесены изменения, предусматривающие создание правовых механизмов достоверного учета лесных ресурсов, прослеживаемости древесины, контроля сделок с древесиной, а также совершенствование федерального государственного лесного надзора.

Законом, в частности, определен порядок учета древесины и продукции ее переработки, их транспортировки, хранения и сделок с ними, порядок ведения государственного лесного реестра, состав его сведений и порядок доступа к ним, уточняются полномочия органов государственной власти РФ в области лесных отношений. Поправки предусматривают создание федеральной государственной информационной системы лесного комплекса для ведения государственного лесного реестра, целью ведения которого является в том числе обеспечение полной прослеживаемости древесины.

Вполне естественно, что достигнуть исполнения данных нововведений должна, в том числе, правильно сконструированная система привлечения к ответственности виновных лиц. В настоящее время за незаконную рубку лесных насаждений в Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность. Однако нововведения, связанные с «модернизацией» лесного законодательства, пока не затронули мер ответственности за преступления и правонарушения в области лесного хозяйства, совершенные как лицами, осуществляющими незаконный оборот древесины, так и должностными лицами, уполномоченными новыми поправками осуществлять мониторинг исполнения указанных нововведений.

В этой связи с вступлением в силу поправок в лесное законодательство, на мой взгляд, у правоприменителей возникнут вопросы относительно наказаний за незаконный оборот лесных насаждений. Так же, законодателю необходимо рассмотреть вопрос об уголовной ответственности должностных лиц, ответственных за контроль над мониторингом государственного лесного реестра.

0
No votes yet