С помощью адвоката - участники гражданского процесса могут осуществить свои процессуальные права и реализовать свои юридические обязанности, как по собственному волеизъявлению, так и в случае объективной необходимости. Адвокатская монополия – дискуссионная реформа, которая берет начало еще с 2014 г. Она предполагает объединение профессионалов для оказания юридических услуг по единому стандарту. Реформа не ставит цели огранить круг лиц, которые вправе представлять интересы в суде. Главная её задача – обеспечение участникам доступа к качественным юридическим услугам, повышение уровня правовой культуры и эффективности судов.
Государство принимает поступательные шаги к установлению квалифицированной юридической помощи, гарантированной Конституцией РФ.
Ещё Конституционный Суд в Постановлении от 1997 г. №2 установил: задача государства непосредственно заключается в полноценном обеспечении права на получение квалифицированной юридической помощи.
Федеральный закон 2018 г. № 451 закрепляет требование об обязательном высшем юридическом образовании для представителей сторон по гражданским делам. Теперь с 1 октября 2019 г. помимо адвокатов представителями могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности, т.е. в суде необходимо предоставить подтверждающий документ: диплом о высшем юридическом образовании либо аттестат о получении ученой степени по юридической специальности. Исключение составляют дела, подлежащие рассмотрению мировыми судьями или районными судами. Считаю, изменения оправданными, и в свою очередь это должно привести к повышению профессиональной защиты лиц участвующих в деле, и как следствие, своевременного и правильного рассмотрения дел, что будет способствовать достижению целей и задач гражданского судопроизводства в целом.
На практике же судебными представителями чаще всего оказываются адвокаты, но пока что государство не в состоянии обеспечить каждому помощь адвоката, оно лишь предоставляет право на это. Хотя законодателем предусмотрены случаи бесплатного предоставления юридической помощи. Согласно Информационной справке Федеральной Палаты Адвокатов: на 01.01.2018 г. численность адвокатского сообщества в России составляет более 80 000 адвокатов. При этом показатель количества адвокатов в России на душу населения является самым низких в Европе (50 адвокатов на 100 тыс. человек)[1]. Поэтому на данный момент вводить полную адвокатскую монополию в гражданском процессе ещё рано и не разумно.
В 2014 г. Правительство РФ приняло постановление о введение государственной программы «Юстиция» [2], которую реализует Министерство Юстиции РФ. Так, согласно этой программе на 2020 г. выделены следующие задачи, направленные на совершенствование нормативно – правового регулирования института адвокатуры: создание единого стандарта качества юридических услуг; совершенствование механизма допуска к адвокатской деятельности; создание условий для активного вовлечения адвокатуры в оказание бесплатной юридической помощи, развитие мер государственной поддержки такой деятельности адвокатов и другие. Эти задачи будут решены в ходе внесения изменений в ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».
Для реализации программы «Юстиция» Минюст РФ подготовил проект, который называется «Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи».
Главной проблемой этого проекта считается формирование целостной правовой основы оказания юридических услуг в РФ, которая содержит в себе: повышение уровня правовой охраны получателей юридических услуг; формирование института адвокатуры, в том числе устранение ограничений, мешающих организации результативной юридической работы; формирование условий для исключения допуска неквалифицированных юристов к оказанию юридических услуг [3, С.154]. Полагаю, что такие меры сделают рынок предоставления юридических услуг более прозрачным, а сами услуги качественнее.
Противниками адвокатской монополии выступают юристы частной практики, не обладающие статусом адвоката. Они выделяют следующие минусы реформы: уменьшение конкуренции на рынке юридических услуг, увеличение стоимости представительства в суде. Хотя непосредственно в рамках судебного процесса полномочия адвоката не отличаются от полномочий любого иного представителя [4, С. 214]. Следовательно, в законодательстве России пока что не вводится полный запрет на предоставление юридических услуг лицами, не имеющими статус адвоката. Кроме того, с 1 марта 2021 г. вступит в силу поправка, в соответствии с которой адвокат, лишенный статуса по неблаговидным причинам, утрачивает право на судебное представительство в принципе.
Представляется, что реформа необходима вне зависимости от выявленных недостатков. К 2023 г. предполагается ввести исключительное право адвокатов на представительство и оказание платных услуг. Успех реализации реформы по установлению адвокатской монополии будет зависеть от подготовленности нормативной базы, насколько эффективно будут разработаны практические меры по внедрению монополии и устранению возможных негативных последствий его введения.
Список литературы:
- «Информационная справка о состоянии адвокатуры и адвокатской деятельности в 2018 г.» Федеральной палаты адвокатов // Сайт: ФПА. URL: https://fparf.ru/practical-information/statistics/information-on-the-state-of-the-legal-profession-and-legal-practice.
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 312 (ред. от 30.03.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция» // 2014. N 18 (часть II). Ст. 2158.
- Верещагин А. Н. К оценке обоснованности адвокатской монополии // Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 2. С. 152–179.
- Руднева Ю.В. Институт обязательного судебного представительства в свете реформы процессуального законодательства // Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 213-215.